ЕГЭ. Обществознание. Духовная сфера. СМИ

ОК6

В обществе важную роль играет массовая коммуникация.

Коммуникация — информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Основе средство массовой коммуникации — СМИ, средства массовой коммуникации,  система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Особенности СМИ:

  • Обращённость к массовой аудитории
  • Общедоступность
  • Корпоративный характер производства и распространения информации.
  • Информация не изнашивается, а наоборот, в процессе использования обогащается, дополняется.
  • Быстрый обмен информацией

 

Средства массовой информации призваны осуществлять:

а) поиск;
б) получение;
в) передачу;
г) производство;
д) распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

К СМИ относятся:

  • Пресса
  • Радио
  • Телевидение
  • Интернет
  • Кинематограф
  • Видеозаписи
  • Реклама

Функции СМИ:

  • Информационная – предоставление массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации
  • Регулирующая – воздействие на массовую аудиторию( установление контактов, достижение контроля над массовым сознанием)
  • Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства
  • Транслирующая – передача культурных ценностей из поколения в поколение.
  • Мобилизационная – воздействие на общество с целью совместного решения важных проблем.
  • Образовательная— создание условий для образования и самообразования людей
  • Воспитательная— воспитание нравственности
  • Социализирующая— формирование нравственных основ личности

 

Влияние СМИ на общество

Позитивное влияние:

  • Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (мер, оказание гуманитарной помощи определённой стране) .
  • Большое воспитательное значение, формирование нравственности людей ( например, оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых)
  • Удовлетворение вкусов различной аудитории ( например, телепередачи для детей для людей, увлекающихся спортом, музыкой и т.д.)

 

Негативное влияние:

  • Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию, подавая в нужном для себя ключе.
  • Сталкивание различных интересов( например, перед выборами- выступление представителей различных партий).Появилось даже понятие « посредническая среда», то есть СМИ используются для поддержки определённого кандидата, его программы.
  • Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу

В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.

Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.

Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:

  • Конституция РФ (ст. 29 и др.).
  • «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г .
  • «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.
  • «О рекламе» от 14 июня 1995 г.;
  • «О связи» от 16 февраля 1995 г.;
  • Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.
  • «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г. и др.

Взаимодействие СМИ и государства в РФ:

  • государство создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;
  • государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;
  • государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;
  • государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.

Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна