ЕГЭ. Обществознание. Тема: «Общество». Вариант 1

q38

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

СФЕРЫ ОБ­ЩЕ­СТВА

СФЕРЫ УЧРЕ­ЖДЕ­НИЯ (ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИИ)
Эко­но­ми­че­ская За­во­ды, фирмы, банки, рынки и др.
Го­су­дар­ство, пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, су­деб­ная си­сте­ма, пар­тии и др.

 

2.Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1)демографические проблемы; 2)глобальные проблемы; 3)экологические проблемы;4)экономические проблемы;5) продовольственные проблемы.

3.Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную ди­на­ми­ку.

1)прогресс; 2)структура; 3)эволюция; 4)реформа; 5) спад; 6) стратификация

4.Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, при­су­щие ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) при­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей

2) рост чис­лен­но­сти ра­бо­че­го клас­са

3) вы­со­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность

4) ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий

5) гло­ба­ли­за­ция эко­но­ми­ки и фи­нан­сов

 

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми про­яв­ле­ния и ха­рак­те­ри­сти­кой гло­баль­ных про­блем: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ ГЛО­БАЛЬ­НЫЕ ПРО­БЛЕ­МЫ
А) по­сте­пен­ное ис­то­ще­ние за­па­сов нефти и ме­тал­ловБ) ак­ти­ви­за­ция де­я­тель­но­сти экс­тре­мист­ских групп (за­хват за­лож­ни­ков, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взры­вов в ме­стах мас­со­во­го скоп­ле­ния людей)В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Аме­ри­ки

 

Г) уве­ли­че­ние раз­ры­ва в уров­не ва­ло­во­го на­ци­о­наль­но­го до­хо­да на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран

 

Д) рост за­бо­ле­ва­ний, вы­зван­ных от­хо­да­ми вред­ных про­из­водств

1) угро­за ми­ро­во­го тер­ро­риз­ма2) угро­за эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са3) про­бле­ма «Север — Юг»

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д

 

6.Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «От­ли­чи­тель­ные черты ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства». Какие осо­бен­но­сти об­ществ из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны.)

 

1) Эко­но­ми­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гос­под­ством сель­ско­го хо­зяй­ства и при­ми­тив­но­го ре­мес­ла.

2) В по­ли­ти­че­ской сфере гос­под­ству­ют цер­ковь и армия.

3) Эко­но­ми­че­ской базой  об­ще­ства яв­ля­ет­ся про­мыш­лен­ность.

4) Со­ци­аль­ная струк­ту­ра яв­ля­ет­ся со­слов­но кор­по­ра­тив­ной, ста­биль­ной.

5) Пре­об­ла­да­ет ин­тен­сив­ная тех­но­ло­гия.

6) В об­ще­ствен­ных от­но­ше­ни­ях гос­под­ству­ют право и закон.

 

19.Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го про­ну­ме­ро­ва­но.

(А) По­ня­тие про­грес­са вы­ра­жа­ет идею со­вер­шен­ство­ва­ния, пе­ре­хо­да к более вы­со­ким сту­пе­ням раз­ви­тия, пре­одо­ле­ния уста­ре­ло­го, от­жив­ше­го, по­бе­ды но­во­го, пе­ре­до­во­го. (Б) Со­ци­аль­ный про­гресс, то есть про­гресс в раз­ви­тии об­ще­ства, имеет, на наш взгляд, ана­ло­гич­ное зна­че­ние. (В) Идея со­ци­аль­но­го про­грес­са, то есть по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния об­ще­ства, яв­ля­ет­ся, вне вся­ко­го со­мне­ния, ре­во­лю­ци­он­ной идеей. (Г) Она озна­ча­ет раз­ви­тие об­ще­ства по вос­хо­дя­щей линии, дру­ги­ми сло­ва­ми, обя­за­тель­ную смену уста­рев­ших и от­жив­ших свой век ин­сти­ту­тов но­вы­ми, мо­ло­ды­ми и рас­ту­щи­ми. (Д) Идея об­ще­ствен­но­го про­грес­са за­ро­ди­лась в фи­ло­со­фии на ос­но­ве объ­ек­тив­ных на­блю­де­ний со­ци­аль­но-куль­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д

 

20.Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов .Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Под ________(А) по­ни­ма­ет­ся на­прав­ле­ние раз­ви­тия, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но по­сту­па­тель­ное дви­же­ние об­ще­ства от низ­ших и ________(Б) об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции к более вы­со­ким и слож­ным. Этому по­ня­тию про­ти­во­по­лож­но по­ня­тие ________(В), для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но об­рат­ное дви­же­ние — от выс­ше­го к низ­ше­му, воз­врат к уже от­жив­шим струк­ту­рам и ________(Г). Не­ко­то­рые мыс­ли­те­ли рас­смат­ри­ва­ют ис­то­рию как цик­ли­че­ский кру­го­во­рот с че­ре­дой ________(Д) и спа­дов. В со­вре­мен­ной со­цио­ло­гии ис­то­ри­че­ский про­гресс свя­зы­ва­ет­ся с про­цес­сом мо­дер­ни­за­ции, т. е. пе­ре­хо­дом от аг­рар­но­го об­ще­ства к ин­ду­стри­аль­но­му, а затем и к ________(Е)».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)постиндустриальное общество

2)отношение

3)традиционное общество

4)эволюция

5)революция

6)подъём

70прогресс

8)регресс

9)простая форма

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A Б В Г Д Е

 

21.По каким ос­но­ва­ни­ям, по мне­нию ав­то­ра, можно су­дить об эко­но­ми­че­ской и тех­ни­че­ской сто­ро­нах об­ще­ствен­но­го про­грес­са? (При­ве­ди­те два по­ло­же­ния тек­ста.)

Спо­соб про­из­вод­ства ма­те­ри­аль­ных благ яв­ля­ет­ся ос­нов­ным кри­те­ри­ем об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Но этот кри­те­рий ско­рее носит эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер, чем об­ще­со­ци­аль­ный. В ка­че­стве об­ще­фи­ло­соф­ско­го кри­те­рия вы­сту­па­ет че­ло­век, точ­нее, по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве.

Дви­же­ние че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства впе­ред не есть са­мо­цель. Пе­ре­ход от одной фор­ма­ции к дру­гой со­вер­ша­ет­ся через со­ци­аль­ную ре­во­лю­цию, целью ко­то­рой яв­ля­ют­ся лик­ви­да­ция ста­рых от­жив­ших форм про­из­вод­ствен­ных от­но­ше­ний, со­зда­ние не­об­хо­ди­мых усло­вий для раз­ви­тия ин­ди­ви­ду­аль­ных спо­соб­но­стей каж­до­го члена об­ще­ства. Вся­кая ре­во­лю­ция <…> с опре­де­лен­ны­ми от­кло­не­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми с раз­лич­ны­ми со­ци­аль­ны­ми, по­ли­ти­че­ски­ми, эко­но­ми­че­ски­ми, клас­со­вы­ми и т. д. усло­ви­я­ми, и в за­ви­си­мо­сти от ре­ша­е­мых ею задач ста­вит в центр вни­ма­ния про­бле­му че­ло­ве­ка. Соб­ствен­но го­во­ря, со­ци­аль­ные ре­во­лю­ции со­вер­ша­ют­ся во имя че­ло­ве­ка.

Про­из­во­ди­тель­ность труда по­ка­зы­ва­ет эко­но­ми­че­скую и тех­ни­че­скую сто­ро­ны об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Она опре­де­ля­ет со­сто­я­ние средств про­из­вод­ства на дан­ном этапе раз­ви­тия об­ще­ства, сте­пень овла­де­ния сти­хий­ны­ми си­ла­ми при­ро­ды, воз­мож­но­сти про­из­во­дить ма­те­ри­аль­ные блага. Про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния по­ка­зы­ва­ют от­но­ше­ния людей к сред­ствам про­из­вод­ства, от­ра­жа­ют сущ­ность дан­но­го спо­со­ба про­из­вод­ства, его со­ци­аль­ную струк­ту­ру, ме­ха­низм вза­и­мо­дей­ствия людей. Про­бле­ма че­ло­ве­ка рас­кры­ва­ет от­но­ше­ние об­ще­ства к каж­до­му ин­ди­ви­ду. Она вы­яс­ня­ет сте­пень сво­бо­ды че­ло­ве­ка, воз­мож­но­сти удо­вле­тво­ре­ния его ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей.

По­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве ха­рак­те­ри­зу­ет со­ци­аль­ный ас­пект про­грес­са. Чем про­грес­сив­нее об­ще­ство, тем боль­ше усло­вий оно со­зда­ет для раз­ви­тия че­ло­ве­ка и его сущ­ност­ных сил.

На мой взгляд, не сле­ду­ет пу­тать об­ще­фи­ло­соф­ский кри­те­рий про­грес­са с част­ным кри­те­ри­ем, ска­жем, с ду­хов­ным или эко­но­ми­че­ским кри­те­ри­ем. Кри­те­рий ра­зу­ма — это част­ный кри­те­рий в сфере ду­хов­ной жизни, если, ко­неч­но, есть про­гресс в этой сфере. Кри­те­рий про­из­во­ди­тель­ных сил или спо­со­ба про­из­вод­ства — это кри­те­рий в эко­но­ми­че­ской об­ла­сти. Кри­те­рий про­грес­са в мо­ра­ли от­но­сит­ся толь­ко к мо­раль­ной сфере. Все эти кри­те­рии очень важны, но не­до­ста­точ­ны для ха­рак­те­ри­сти­ки всего про­грес­сив­но­го раз­ви­тия ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Об­ще­фи­ло­соф­ский кри­те­рий глав­ное вни­ма­ние об­ра­ща­ет на такой стер­жень, ко­то­рый на­хо­дит­ся в цен­тре всей ми­ро­вой ис­то­рии. В ка­че­стве та­ко­го стерж­ня вы­сту­па­ет че­ло­век. По­это­му об­ще­фи­ло­соф­ским кри­те­ри­ем об­ще­ствен­но­го про­грес­са яв­ля­ет­ся по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в окру­жа­ю­щей при­род­ной и со­ци­аль­ной дей­стви­тель­но­сти, ибо, в конце кон­цов, все де­ла­ет­ся во имя че­ло­ве­ка и для че­ло­ве­ка.

Надо по­ка­зать, как в ходе дли­тель­но­го раз­ви­тия ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са че­ло­век ме­нял­ся, ста­но­вил­ся более сво­бод­ным и по­лу­чал боль­шую воз­мож­ность про­яв­лять свои ду­хов­ные и фи­зи­че­ские силы, удо­вле­тво­рять свои по­треб­но­сти.

И.А. Го­бо­зов

22.В чем автор видит со­ци­аль­ный ас­пект об­ще­ствен­но­го про­грес­са? По каким ос­но­ва­ни­ям можно о нем су­дить?

23.Какие кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­зы­ва­ет автор? Ука­жи­те любой дру­гой не на­зван­ный ав­то­ром кри­те­рий, из­вест­ный вам из кур­сов об­ще­ст­во­зна­ния или ис­то­рии.

  1. При­ве­ди­те три при­ме­ра, кон­кре­ти­зи­ру­ю­щие ав­тор­ское суж­де­ние о том, что «в ходе дли­тель­но­го раз­ви­тия ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са че­ло­век ме­нял­ся, ста­но­вил­ся более сво­бод­ным и по­лу­чал боль­шую воз­мож­ность про­яв­лять свои ду­хов­ные и фи­зи­че­ские силы, удо­вле­тво­рять свои по­треб­но­сти». (По­ка­жи­те воз­мож­но­сти че­ло­ве­ка, его по­ло­же­ние в окру­жа­ю­щей при­род­ной и со­ци­аль­ной дей­стви­тель­но­сти на раз­ных эта­пах раз­ви­тия об­ще­ства.)
  2. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «гло­ба­ли­за­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­яв­ле­ни­ях гло­ба­ли­за­ции в по­ли­ти­че­ской сфере, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее про­цесс гло­ба­ли­за­ции в эко­но­ми­че­ской сфере.
  3. Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми вза­и­мо­связь про­блем, свя­зан­ных с уве­ли­че­ни­ем раз­ры­ва между раз­ви­ты­ми стра­на­ми и стра­на­ми «тре­тье­го мира», с про­бле­мой предот­вра­ще­ния новой ми­ро­вой войны.
  4. Ин­ду­стри­а­ли­за­ция в СССР при­ве­ла к раз­ви­тию со­вре­мен­ной про­мыш­лен­но­сти, но со­про­вож­да­лась ущем­ле­ни­ем прав граж­дан. Какое свой­ство об­ще­ствен­но­го про­грес­са ил­лю­стри­ру­ет­ся дан­ным при­ме­ром? При­ве­ди­те два своих при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щих это свой­ство.
  5. Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга и пути её ре­ше­ния».

Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

  1. Вы­бе­ри­теодно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

1 Фи­ло­со­фия: «На­сто­я­щий про­гресс че­ло­ве­че­ства за­ви­сит не столь­ко от изоб­ре­та­тель­но­го ума, сколь­ко от со­зна­тель­но­сти» (А. Эйн­штейн)

Фи­ло­со­фия: «Ци­ви­ли­зо­ван­ное об­ще­ство на­по­ми­на­ет ре­бен­ка, ко­то­рый ко дню сво­е­го рож­де­ния по­лу­чил слиш­ком много иг­ру­шек» (Дж. Том­сон)

Фи­ло­со­фия: «Про­гресс ци­ви­ли­за­ции нель­зя от­ри­цать: в каж­дой новой войне нас уби­ва­ют по-­но­во­му» (Уилл Род­жерс).

ИСТОЧНИКИ:

МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 08.04.2014

ЕГЭ 22.04.2015. До­сроч­ная волна.

ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал.

МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 23.12.2013

ФИПИ, Открытый банк заданий

Ответы