ЕГЭ. Обществознание. Тема: «Человек». Вариант 1

q38

  1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

q40

  1. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) объ­ек­ты де­я­тель­но­сти 2) ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти 3) мо­ти­вы де­я­тель­но­сти
4) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти 5) струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

 

  1. 3.Ниже при­ве­де­ны на­зва­ния по­треб­но­стей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся на­зва­ни­я­ми, под ко­то­ры­ми в раз­лич­ных клас­си­фи­ка­ци­ях пред­став­ле­ны при­род­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка.

 

1) био­ло­ги­че­ские 2) фи­зио­ло­ги­че­ские 3) со­ци­аль­ные
4) ор­га­ни­че­ские 5) есте­ствен­ные 6) эс­те­ти­че­ские

 

  1. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке свой­ства че­ло­ве­ка, име­ю­щие со­ци­аль­ную при­ро­ду. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) спо­соб­ность к сов­мест­ной пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти

2) стрем­ле­ние к са­мо­ре­а­ли­за­ции

3) уме­ние при­спо­саб­ли­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям

4) устой­чи­вые взгля­ды на мир и свое место в нем

5) по­треб­ность в воде, пище, от­ды­хе

  1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры де­я­тель­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
ПРИ­МЕ­РЫ ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ
А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­цииБ) ор­кестр

В) те­ат­раль­ная труп­па

Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты

Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры

1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти2) сред­ства де­я­тель­но­сти

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д

 

  1. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти школь­ни­ка. Какие от­ли­чи­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти ха­рак­те­ри­сти­ки ука­за­ны.)

 

1) на­це­лен­ность на по­лу­че­ние зна­ния, но­во­го для всего че­ло­ве­че­ства

2) на­це­лен­ность на раз­ви­тие соб­ствен­ных во­ле­вых ка­честв

3) на­це­лен­ность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний

4) на­це­лен­ность на раз­ви­тие фи­зи­че­ских воз­мож­но­стей

5) на­це­лен­ность на овла­де­ние опре­де­лен­ны­ми уме­ни­я­ми

6) на­це­лен­ность на при­об­ще­ние к опыту че­ло­ве­че­ства

  1. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) На стра­ни­цах со­ци­аль­ных сетей в Ин­тер­не­те по­яви­лась кноп­ка «Мне нра­вит­ся». (Б) С её по­мо­щью ин­тер­нет-поль­зо­ва­те­ли могут те­перь вы­ра­жать свои ин­те­ре­сы. (В) Вла­дель­цы со­ци­аль­ных сетей уста­но­ви­ли, что ин­те­ре­сы людей эво­лю­ци­о­ни­ру­ют вме­сте с раз­ви­ти­ем тех воз­мож­но­стей, ко­то­рые предо­став­ля­ет сеть. (Г) Это на­сто­ра­жи­ва­ет, по­сколь­ку со­зда­ют­ся новые воз­мож­но­сти для ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния со­зна­ни­ем. (Д) Со­зна­ние яв­ля­ет­ся со­во­куп­но­стью пси­хи­че­ских про­цес­сов че­ло­ве­ка, поз­во­ля­ю­щих ему ори­ен­ти­ро­вать­ся в окру­жа­ю­щем мире.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г Д
  1. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Мо­ти­вом _____(А) на­зы­ва­ет­ся то, что по­буж­да­ет её, ради чего она осу­ществ­ля­ет­ся. В ка­че­стве мо­ти­ва обыч­но вы­сту­па­ет кон­крет­ная______(Б) че­ло­ве­ка. Это опре­делённая форма связи с внеш­ним миром____(В), со­ци­аль­ной груп­пы, об­ще­ства в целом. В за­ви­си­мо­сти от задач изу­че­ния по­треб­но­стей в со­вре­мен­ной науке при­ме­ня­ют­ся раз­лич­ные их клас­си­фи­ка­ции. По­треб­но­сти, вы­зван­ные био­ло­ги­че­ской при­ро­дой че­ло­ве­ка, на­зы­ва­ют­ся_____(Г). Это по­треб­но­сти людей во всём, что не­об­хо­ди­мо для их су­ще­ство­ва­ния, раз­ви­тия и вос­про­из­вод­ства. По­треб­но­сти, свя­зан­ные с тем, что че­ло­век при­над­ле­жит к об­ще­ству, за­ни­ма­ет в нём опре­делённое место, участ­ву­ет в тру­до­вой де­я­тель­но­сти, в об­ще­нии с дру­ги­ми лю­дь­ми, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся как _____(Д). По­треб­но­сти, свя­зан­ные с по­зна­ни­ем че­ло­ве­ком окру­жа­ю­ще­го мира и смыс­ла сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, от­но­сят­ся к________(Е). Каж­дая из групп по­треб­но­стей вы­зы­ва­ет со­от­вет­ству­ю­щие виды де­я­тель­но­сти».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

 

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) по­треб­ность 2) де­я­тель­ность 3) при­чи­на
4) со­ци­аль­ный 5) есте­ствен­ный 6) под­лин­ный
7) со­ци­а­ли­за­ция 8) лич­ность 9) иде­аль­ный (ду­хов­ный)

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

 

21.Ука­жи­те три при­зна­ка при­ро­ды че­ло­ве­ка, вы­де­лен­ные ав­то­ром.

О, Че­ло­век, за­гад­ка из за­га­док, венец при­ро­ды и ее про­кля­тье! Уче­ные при­ме­ри­ли, что 95 про­цен­тов наших генов оди­на­ко­вы с обе­зья­ньи­ми. Даже не ве­рит­ся: Хри­стос, Будда и рядом — го­рил­лы. Груст­но…

При­ро­да че­ло­ве­ка: стад­ное жи­вот­ное, на­де­лен­ное твор­че­ским ра­з­умом. Жи­вот­ное — зна­чит, ин­стинк­ты. Разум — зна­чит, учет об­сто­я­тельств, даль­не­го бу­ду­ще­го, выбор целей. Но есть твор­че­ство — а зна­чит, и пе­ре­дел­ка са­мо­го себя. Но на­сколь­ко? Две ты­ся­чи лет науке пси­хо­ло­гии, а еди­но­го мне­ния нет как нет.

(…) Да, на­ше­му пред­ку выпал счаст­ли­вый билет — твор­че­ский мозг. Да, речь и ору­дия рас­ши­ри­ли стаю, по­вы­сив вы­жи­ва­е­мость и управ­ля­е­мость. И тут же на­ча­лась ис­то­рия идео­ло­гий.

Идео­ло­гия — пред­мет изоб­ре­те­ний, как и тех­ни­ка. Для этого нужно вы­де­лить из моря об­ра­зов обоб­щен­ное по­ня­тие, обо­зна­чить его сло­ва­ми, на­тре­ни­ро­вать по­вто­ре­ни­я­ми и ав­то­ри­те­та­ми, пока слово не ста­нет чув­ством — убеж­де­ни­ем. По ним потом оце­ни­ва­ет­ся мир и пред­пи­сы­ва­ют­ся дей­ствия — «это — хо­ро­шо, это — плохо», «долж­но — можно — нель­зя». Ма­те­ри­а­лом для обоб­ще­ний слу­жат аль­тер­на­ти­вы и на­блю­де­ния над лю­дь­ми. Такие, на­при­мер: равны люди или нет? Если нет, то за­кон­на власть силь­но­го, ум­но­го, бо­га­то­го. Если равны — то де­мо­кра­тия. Соб­ствен­ность: «мое» или «наше»? Лич­ное или общее? Так же и труд: от­дель­ный или кол­лек­тив­ный. «Око за око» или не­про­тив­ле­ние злу? Сво­бо­да или по­кор­ность? Агрес­сив­ность или тер­пи­мость? На­ко­нец, ма­те­рия или Бог?

За на­бо­ром слов стоят об­ра­зы и чув­ства. Одни — ак­ти­ви­зи­ру­ют­ся, дру­гие — тор­мо­зят­ся. Так идео­ло­гии по­прав­ля­ют «био­ло­ги­че­скую пси­хо­ло­гию» и кон­стру­и­ру­ют от­но­ше­ния.

(…) Че­ло­век «рас­счи­тан» эво­лю­ци­ей для жёсткой иерар­хи­че­ской стаи, в ко­то­рой пре­жде всего от­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­грам­ма «для себя» — это уже голый эго­изм, а потом — «для рода» — это от­вле­че­ние для де­те­ны­шей. И толь­ко в конце — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для раз­мно­же­ния самых силь­ных. Иначе вид за­хи­ре­ет. Как видим, не за­хи­рел. Но ото­бра­лись не толь­ко умные, но и же­сто­кие. А сла­бым все­гда плохо.

Но: выпал этот счаст­ли­вый билет — с моз­гом! Не­уже­ли нель­зя из ра­зу­ма ни­че­го из­влечь для сча­стья всех? Есть же какая-то вос­пи­ту­е­мость в че­ло­ве­ке… Или уже все без­на­деж­но, и че­ло­ве­че­ство по­гиб­нет от жад­но­сти, эго­из­ма и агрес­сив­но­сти?

(…) Ком­про­мисс между ма­те­ри­аль­ным и ду­хов­ным. Пока пе­ре­си­ли­ва­ет ма­те­ри­аль­ное. Од­на­ко по мере роста ра­зум­но­сти об­ще­ства воз­рас­та­ет дис­ком­форт от осо­зна­ния этого факта, что вну­ша­ет на­деж­ду.

(Н. М. Амо­сов )

  1. Ка­ки­ми сло­ва­ми ил­лю­стри­ру­ет автор функ­цию об­ще­ства, за­клю­ча­ю­щу­ю­ся в оцен­ке по­ве­де­ния че­ло­ве­ка и пред­пи­сы­ва­нии ему опре­де­лен­ных дей­ствий? На­зо­ви­те одно из об­ще­ство­вед­че­ских по­ня­тий, со­от­вет­ству­ю­щих этим ил­лю­стра­ци­ям.
  2. Автор на­зы­ва­ет три про­грам­мы, ко­то­рые «от­ра­ба­ты­ва­ет» че­ло­век. Можно ли утвер­ждать, что в них про­яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но био­ло­ги­че­ская при­ро­да че­ло­ве­ка? На ос­но­ве изу­чен­но­го курса сфор­му­ли­руй­те свой ответ, из­ло­жи­те его по­яс­не­ние и при­ве­ди­те при­мер ре­а­ли­за­ции че­ло­ве­ком одной из на­зван­ных ав­то­ром про­грамм.
  3. Автор остав­ля­ет без от­ве­та во­прос о том, по­мо­жет ли разум че­ло­ве­ку со­здать нечто для сча­стья всех или че­ло­ве­че­ство по­гиб­нет от жад­но­сти, эго­из­ма и агрес­сив­но­сти. При­ве­ди­те по два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щие воз­мож­ность каж­до­го из этих ва­ри­ан­тов.
  1. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «по­треб­ность»? Со­ставь­те два пред­ло­же­ния, в одном дайте информацию о видах  по­треб­но­стей че­ло­ве­ка, а во втором проиллюстрируйте одну из потребностей примерами.
  2. Рас­крой­те на при­ме­ре изу­че­ния лю­бо­го школь­но­го пред­ме­та три ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки уче­ния как вида де­я­тель­но­сти.
  3. Уме­ние эф­фек­тив­но дей­ство­вать в не­стан­дарт­ной си­ту­а­ции, на­хо­дить оп­ти­маль­ное ре­ше­ние за­да­чи не за­ло­же­но у че­ло­ве­ка, как у жи­вот­но­го, в ге­не­ти­че­ской про­грам­ме, в ин­стинк­тах, а об­ре­та­ет­ся в он­то­ге­не­зе, в про­цес­се де­я­тель­но­сти. На­зо­ви­те любые два вида де­я­тель­но­сти, ко­то­рые спо­соб­ству­ют раз­ви­тию этого уме­ния. По­яс­ни­те, как им поль­зо­вать­ся в не­стан­дарт­ных си­ту­а­ци­ях.
  4. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Ми­ро­воз­зре­ние, его виды и формы». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.
  5. Вы­бе­ри­теодно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Че­ло­век не­мыс­лим вне об­ще­ства» (Л. Тол­стой)

Фи­ло­со­фия: ««Че­ло­век — не­ча­ян­ная, пре­крас­ная, му­чи­тель­ная по­пыт­ка при­ро­ды осо­знать самое себя» (В. М. Шук­шин).

Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Не­за­ви­си­мость и сво­бо­до­мыс­лие — суть твор­че­ства» (Ф. Мит­те­ран).

 

ИСТОЧНИКИ:

ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. 3.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр.

МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 08.04.2014

ЕГЭ 22.04.2015. До­сроч­ная волна.

ФИПИ, Открытый банк заданий

Ответы