Монополии. Виды.

Виды монополий.

В зависимости от характера и причин возникновения:
  • искусственная – результат сговора или слияния фирм;
  • случайная – временное превышение спроса над предложением. Она может возникнуть в период, когда другие конкуренты ещё не освоили производство той или иной продукции;
  • естественная – возникает потому, что субъект экономики владеет редкими и невоспроизводимыми факторами производства (железные дороги, система водоснабжения и т.д.).

Причины появления естественных  монополий:

  • уникальность природного ресурса, например, залежи алмазов в Якутии делаю её монополистом в России по производству алмазов.
  • технологическая уникальность, то есть открытие, изобретение, принадлежащее данной фирме, например, монополист Байконура – РК ( Республика Казахстан).

Сферы естественных монополий.

  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов
  • Транспортировка газа
  • Эксплуатация железнодорожных магистралей.
  • Услуги портов и аэропортов
  • Услуги телекоммуникаций с использованием местных линий
  • Услуги водохозяйственной и канализационных систем
  • Услуги почтовой связи и др.

По степени защищённости государством.

Закрытые (юридические) – монополии, которые регулируются государством. К ним  относятся :

  • государственные монополии, то есть искусственные, созданные государством для удовлетворения общественных интересов;
  • естественные – при которых создание конкурентной среды невозможно при данном уровне инновации; при такой конкуренции обеспеченность потребностей рынка одной компанией более эффективно .

Открытые (временные) – это временное отсутствие конкуренции при создании и продаже какого-то товара. Такие монополии не имеют юридической защиты от конкуренции

По форме собственности:

  • частная,
  • государственная

По территориальному признаку:

  • местная,
  • региональная,
  • национальная,
  • экстерриториальная.

Признаки чистой монополии:

  • единственный продавец (монополист),
  • реализующийся товар уникален (нет аналогов),
  • полный контроль монополиста над ценой товара и его объёмом,
  • наличие барьеров для вступления в рыночную систему (административные, экономические).

Чистая монополия – это крайне редкое явление

Интеграция — то есть объединение в монополистические союзы, бывает двух типов.

Горизонтальная интеграция -в рамках одной отрасли (картели, синдикаты, тресты)

Вертикальная интеграция (более популярна с 20-х годов 20 века)-деятельность в рамках одной корпорации предприятий разных отраслей с целью сокращения издержек и дальнейшей диверсификацией, то есть увеличения разнообразия, изменения : расширение ассортимента, освоение новых видов производств, предотвращение банкротства.

Виды монополий:

  • монопсония – один крупный покупатель, который определяет цену товара;
  • олигополия – множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей;
  • дуополия – наличие на рынке только двух продавцов товара;
  • двусторонняя монополия – один крупный продавец и один крупный покупатель;
  • монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.