Монополия. Понятие.

Монополия. 

Монополия – (греч. монос- один, полео- продаю) – это исключительное право, которое принадлежит человеку, группе лиц или государству на рынке при производстве, торговле и других видах хозяйственной деятельности.

Монополия– это рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец к-либо товара или услуги (т.е. товар не им. аналогов).

Монополии приносят угрозу конкуренции, а значит, эффективному функционированию рынка, так как один хозяйствующий субъект, имеющий главенствующее положение, диктует условия рынка, в том числе, устанавливает цену.

Основные признаки монополии:

  • монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  • производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  • вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров.
  • сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Последствия монополизации рынка.

«+»

  • монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологии

 «-»

  • монополизации отрасли приводит к сокращению объёма производства и повышению цены, потому что отсутствуют конкуренты,
  • монополии присваивают высокие прибыли за счет искусственного повышения цен, что также усиливает первенство в распределении дохода в обществе.