Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 4. «КУЛЬТУРА».

Культура

 

 

Духовная сфера общества – это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство; она удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании. Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей. Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы.

Культура – все виды преобразовательной деятельности, а так же  результаты духовной и материальной деятельности.

Культура в узком смысле – степень воспитанности человека.

Элементы культуры:

1.Духовная – всё созданное человечеством   в процессе духовного творчества (произведения искусства).

2.Материальная – всё созданное в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).

Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Функции культуры:

  • Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
  • Оценочная – определение системы ценностей
  • Регулятивная – формирование системы норм и требований
  • Информативная – передача опыта, ценностей
  • Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
  • Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению.

Пути развития культуры:

Накопление культурных ценностей:

а) вертикальное – передача культурных ценностей от поколения к поколению

(евклидова геометрия-геометрия Лобачевского);

б) горизонтальное — наследование целого художественного

произведения (сонеты Шекспира в 19 и 21 веке).

Роль духовной культуры.

  • Хранит из поколения в поколение опыт человечества.
  • Является средством социализации.
  • Имеет большое воспитательное значение.

Формы культуры.

Элитарная:

  • создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами;
  • её девиз: «Искусство для искусства»;
  • трудна для восприятия неподготовленного человека;
  • не имеет коммерческой выгоды;
  • стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе.

Массовая:

  • сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе;
  • не выражает изысканных вкусов или духовных поисков;
  • самая широкая аудитория;
  • утверждает простые и понятные представления;
  • редко или почти не поднимает вечных проблем;
  • демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки;
  • цель — получить коммерческую выгоду;
  • сленговое название — кич, китч(в переводе с  нем.)- дешёвка;
  • занимательна.;
  • серийна, тиражируема;
  • пассивное потребление.

Народная:

  • культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях;
  • создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки;
  • может быть индивидуальной( изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал);
  • связана с религиозной субкультурой;
  • является частью мировой культуры;
  • существует преимущественно в устной форме.

Может существовать в двух видах:

  • популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы;
  • фольклорная – обращается к прошлому.

 

 

Некоторые термины.

Экранная кульутра. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Доминирующая культура – совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. ).

Европоцентризм – течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.

Американоизм – течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

Афроизм (негритюд) течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.

Вестернизация (от англ. western — западный) — распространение ценностей западной культуры в незападные общества.

Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.

Субкультура – часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)

Контркультура – субкультура , которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями  (хиппи)

Формы духовной культуры.

  • Мораль – совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
  • Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
  • Религия – мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
  • Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.
  • Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
  • Наука – теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
  • Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.

Духовный мир человека – это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Особенности духовной жизни современной России.

  • Широкое использование достижений мировой культуры.
  • Формирование новых духовных ценностей на базе старых.
  • Диалог религий.
  • Возрождение национальных культур.
  • Интеграция культурного наследия.
  • Приоритет западных культурных ценностей.

Национальная культура – ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.

Национальное самосознание – совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.

Тенденции развития национальных культур.

  • Интеграция – взаимообогащение культур разных национальностей
  • Дифференциация – стремление обособиться, неприятие другой культуры

Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.

Культурная среда – среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:

  • Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
  • Культура быта – совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
  • Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
  • Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
  • Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи.
  • Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание.
  • Культура чувств – степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям.
  • Культура мышления – способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.

 

Наука

  • Систематизированные взгляды на действительность
  • система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
  • особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Функции науки:

  • познавательно-объяснительная – проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний, пояснение и объяснение устройства мира
  • культурно-мировоззренческая – выстраивание системы знаний о мире с точки зрения развития науки
  • практически –деятельностная – участие в преобразующей деятельности
  • социальная:

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития

-управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)

  • производственная – определение путей и способов практического использования добытых знаний — превращение науки в производительную силу общества
  • прогностическая – составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.

Классификация наук.

По предмету познания:

  • естественные – позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика);
  • общественные – поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание);
  • гуманитарные – дают описательно-оценочные характеристики (философия, история);
  • технические – служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров).

 

 По ориентации на практику:

  • фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;
  • прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.

Этические нормы науки:

  • социальная ответственность учёного (клонирование),
  • бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность,
  • общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

 

Черты современной науки:

  • всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом;
  • незавершённость;
  • дифференцированность— различные направления и школы;
  • интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ.

Инновация— нововведение.

Парадигма  система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

Критерии научных знаний:

  • объективность – предметы явления должны быть познаны такими, какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения);
  • рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций;
  • системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам;
  • проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики;
  • наличие особой системы методов исследования;
  • необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью .

 

Два уровня научного познания.

  • Эмпирический – его элементами являются факты, которые человек получает непосредственно, с помощью наблюдений и экспериментов
  • Теоретический – этот метод даёт возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, а внутренние, познание устойчивых связей как внутри явления, так и между явлениями.

 

Тенденции развития науки в современной России.

  • Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере.
  • Возрастание роли науки как производительной силы общества.
  • Усиление практической направленности научных знаний.
  • Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.

МОРАЛЬ.

Мораль

Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру.

Мораль— совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика— наука о морали.

Признаки морали:

всеобщность

добровольность

Функции морали:

познавательная

регулятивная

воспитательная

мотивационная

прогностическая

аксиологическая ( формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

—       моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

—       моральные ценности

Ценность— положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

польза- экономика

господство-политика

справедливость- социальная сфера

истина

красота

добро- духовная сфера

свобода- все сферы

Основные категории морали:

Добро— положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

Долг— осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

Стыд— осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

Совесть— способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.

Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.

Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

 Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Духовность – обращённость человека  к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Альтруизм  бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других».

 

Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий.
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

 

 

Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом.

Виды поведения:

конформное — соответствующее социальным нормам;

девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;

 делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).

Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.

ОБРАЗОВАНИЕ.

Образование:

  • целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию;
  • целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства;
  • совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений и навыков, необходимых для их применения в практической деятельности;
  • один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации;
  • это один из основных социальных институтов общества, система учебных заведений, обеспечивающих образование различных уровней.

 

Цели образования:

  • приобщение индивида к достижениям цивилизации;
  • сохранение культурного достояния;
  • развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность.

Функции образования:

  • культурная – трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей, норм);
  • социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе;
  • проведение социальных и культурных изменений в обществе;
  • обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности;
  • профессионально- экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества, подготовка специалистов различной квалификации.

 

Обязательным в РФ  является полное среднее образование.

Основные принципы образования:

  • демократизация – ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений ;
  • компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;
  • интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;
  • интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования;
  • гуманизация – особое внимание уделяется личности, её интересам;
  • гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам;
  • профилизация – первичная профессиональная ориентация
  • единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви)

Тенденции в развитии образования:

  • соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры;
  • переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями);
  • развитие компетентности, являющейся основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования;
  • возрастание роли образования в формировании гражданской позиции;
  • повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности.

Уровни образования:

Общее образование

-дошкольное

-начальное

-основное общее

-среднее (полное) общее

-дополнительное

Профессиональное образование

-начальное

-среднее (лицей)

-высшее

а) бакалавриат

б) магистратура

Система образования:

  • дошкольные образовательные учреждения
  • школы;
  • средние (профессионально-технические) учебные заведения
  • высшие учебные заведения»
  • специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии;
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

 

Типы образовательных программ:

  • общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации её к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
  • профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Документы:

  • Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.
  • «Закон об образовании», 1992 г.
  • Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.
  • С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным

С 2006- комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.

Обучение – процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.

Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.

Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа.

Основные типы воспитания:

авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей;

либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;

демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу

Искусство.

Искусство – это особый способ познания действительности, осмысления, восприятия мира через систему образов, то есть через субъективное восприятие мира автора произведения.

Искусство в широком смысле – художественное творчество в целом

Искусство в узком смысле – изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства

Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.

Предмет искусства – человек , его отношение к окружающему миру, жизнь людей в определённых исторических условиях.

Особенности искусства.

  • Образность, наглядность. Мир, жизнь людей отражаются в искусстве при помощи образов — а это результат вымысла или личного восприятия окружающего мира.
  • Специфические способы и средства воспроизведения окружающей действительности. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объёмно-пространственные формы.
  • Большую роль в искусстве играет воображение и фантазия автора. Это совершенно недопустимо в процессе научного познания.

Эстетика – наука о красоте.

Функции искусства:

  • Гедонистическая – доставление человеку радости, удовольствия.
  • Компенсаторная – восполнение неудовлетворённости реальной жизнью.
  • Коммуникативная – средство общения в мире искусства
  • Эстетическая – преобразование мира на основе красоты
  • Воспитательная – влияние через примеры, идеалы на человека, обучение  его жизни.
  • Познавательная – получение знаний через образное восприятие мира.
  • Прогностическая – приобщение общества к идеальному, находить путей к его достижению или стремление к лучшему .
  • Ценностно-ориентирующая – формирование нравственных ценностей, идеалов.

Виды искусства

Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом  материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство, компьютерная  графика, дизайн, реклама).

Архитектура – это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных удовлетворять  потребность человека в жилье и общественных помещениях.

Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных предать жизненный облик предметов.

Виды скульптуры:

  • Станковая – предназначена для близкого рассмотрения
  • Монументальная – воспринимается издали, имеет более обобщённые формы
  • Монументально-декоративная – связана с архитектурными ансамблями, например, атланты и кариатиды)
  • Декоративноприкладная – рельефы, орнаменты.

Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованного творческим воображением художника.

Музыка – отражение сложного духовного мира человека, его чувств, страстей, борения мыслей посредством звука.

Хореография – это создание образов в танце с помощью музыки, раскрытие характеров людей, их чувств.

Литература – художественное отражение мира посредством слова.

Театр – вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актёрами на глазах у зрителей.

Кино – создание зрительных подвижных образов, способных широко охватить жизнь во всём её многообразии.

Жанр искусства – специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом (эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).

Направления в искусстве.

Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.

Основные направления в искусстве 20 века.

Реализм – правдивое изображение действительности через восприятие её автором.

Сюрреализм – изображение человека в таинственном и непознанном мире.

Экспрессионизм – изображение отчуждённого человека во враждебном ему мире.

Экзистенциализм – изображение одинокого человека в мире абсурда.

Абстракционизм – бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.

Поп-арт – изображение деидеологизированной личности общества «массового потребления»

Гиперреализм – обезличенная живая система в жёстком и грубом мире.

Стиль искусства

Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления, индивидуальной манерой художника.

Стили искусства:

  • Романский или готический. Признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, скульптур, резьбы.
  • Барокко. Признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.
  • Рококо. Признаки: изысканность форм, причудливость орнамента.
  • Классицизм. Признаки: ясность, гармония, чёткость, простота. Обращение к образам и формам античности как наиболее совершенным.
  • Сентиментализм. Признаки: внимание к душевному  миру человека, чувственность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.
  • Романтизм . Признаки: утверждение национального и индивидуального своеобразия, изображение идеальных чувств и героев, стремящихся к свободе, вольность, индивидуализм, драматизм.
  • Реализм – Признаки: правдивое, объективное отражение действительности.

Модернизм в искусстве — использование новых технологических решений и конструкций.

Эклектика – это сочетание элементов различных стилей.

Виды искусства

По свойствам:

  • Изобразительное (живопись, скульптура)
  • Неизобразительное (архитектура , музыка).

По родам:

  • Пластические виды (пантомима, балет). Основаны на пластике человеческого тела.
  • Пространственные виды (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.
  • Временные виды искусства (музыка, поэзия, драма, эстрада) Художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.
  • Технические или синтетические виды (телевидение, кино, дизайн, компьютерная графика, художественная фотография). Образ создаётся при помощи технических средств.

 

РЕЛИГИЯ.

Религия  (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера

в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.

Признаки религии.

  • Вера в сверхъестесвенное.
  • Организованное поклонение высшим силам – культ.
  • Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –

система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Функции религии:

  • Мировоззренческая – формируется религиозное мировоззрение.
  • Регулятивная – регулирует поведение человека посредством норм и ценностей.
  • Коммуникативная— общение верующих друг с другом и с Богом.
  • Компенсаторная – это своего рода утешение, когда людям земные тяготы и лишения кажутся несущественными и даже оправданными.
  • Целительная – религиозное исцеление души и тела
  • Интегративная – религия способствует объединению людей именем Бога.
  • Прогнозирующая – содержит совокупное представление верующих о будущем человечества (пророчество о конце света. Страшном суде).
  • Управляющая и контролирующая – с помощью различных религиозных средств (посланий, поощрений, санкций) служители церкви руководят и направляют жизнь верующих
  • Транслирующая – передача из поколения в поколение религиозной культуры, ценностей.
  • Легитимная – поддержка существующего строя, порядка, «благословение» правителя, его деятельности.

Три этапа развития религиозных знаний:

  1. Ранние религиозные воззрения
  2. Национальные религии
  3. Мировые религии.

Ранние религии –  обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.

Древнейшие формы религии.

  • Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой, являющихся прародителями человеческого рода. Обычно каждый род  имел свой тотем. На него накладывалось табу (запрет)при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках.
  • Фетишизм поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.
  • Анимизм— вера в одушевлённость природы, существование души и духов, одушевление сил и явлений природы.
  • Спиритизм – общение с духами.
  • Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.
  • Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром, с духами предков.

Национальные религии ( локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат — мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо». Идеал совершенного человека —  цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек — посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип «у вэй» — соблюдение естественного хода вещей. 2 начала — Инь — темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками — дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай — тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших.  Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы — белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс— теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, оно послужило толчком для развития культур востока и запада.

Мировые религии.

Особенности мировых религий.

  • Их исповедуют представители разных национальностей.
  • Распространены на всех континентах.
  • Большое количество верующих.
  • Вера в единого бога.
  • Прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.

 

Буддизм.

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

В основе легенда о принце Гаутаме.  Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружённого в раздумья аскета. Дерево Бодха — древо познания. Будда — просветлённый.

Смысл буддизма:

страдания правят миром.

Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

Танха -желание.

-жажда чувственных удовольствий

-жажда процветания

-жажда к уничтожению

уйти от страданий можно погрузившись в нирвану.

Нирвана – покой, блаженство.

 Сансара – круговорот  рождения и смерти.

Есть путь погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

Ахинса – непричинение вреда живому

— не брать чужой собственности

— не касаться чужой жены

— не говорить неправды

— не пить вина

Реинкарнация – учение о перерождении душ.

Священная книга – Типитака (3 корзины)

Направления буддизма:

Махаяна – Большая колесница — широкий путь спасения

Хинаяна — Малая колесница — узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец — Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии.

Цель – стать самим собой, развить свои способности.

Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов.

Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.

В основе легенда о великом мессии Христе.

988 – принятие христианства на Руси Владимиром Святым

1054 – разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в Германии, появление протестантизма.

Православие – правильное учение.

Основные идеи христианства:

  • идея центризма — Бог- центр мироздания,
  • идея творения,
  • идея откровения (любое знание — божественное),
  • идея грехопадения,
  • идея конца света и страшного суда,
  • идея спасения и воскресения для вечной жизни.

 

Священная книга- Библия

Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие — благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм – то есть всемирная религия.

  • Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание,
  • учение о чистилище,
  • централизованность церковной организации,
  • безошибочность папы в вопросах веры и нравственности,
  • нерасторжимость таинства брака,
  • целибат-безбрачие духовенства,
  • крестное знамение слева направо,
  • богослужение на латыни,
  • крещение через возлияние воды на голову.

Протестантизм – публично доказывающий.

  • Спасение личной верой,
  • священство всех верующих,
  • исключительный авторитет Библии,
  • церковь не посредник между Богом и людьми,
  • молитвенные дома без пышности,
  • из таинств только крещение и причастие.

Основные формы протестантизма:

Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.

Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.

Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.

Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.

Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Ислам.

Ислам- предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Хиджра —  переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Заповеди ислама.

  • Исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
  • Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
  • Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
  • Милостыня 1 раз в 1 год.
  • Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм — воинственное  течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават — священную войну против неверных.

Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга – Коран. Сура-глава.

Шариат – система мусульманского права.

Течения ислама:

  • Суннизм — власть не в руках потомков пророка,
  • шиизм— власть в руках потомков пророка, имамов.

Роль религии в жизни общества:

«+»

  • один из компонентов духовной культуры
  • один из институтов общества
  • специфический тип мировоззрения
  • совокупность моральных принципов
  • активно участвует в жизни общества
  • одно из средств социального контроля
  • сообщество людей, связанных единой верой
  • компенсаторная функция — утешение

«-»

  • способствует развязыванию войн
  • страх как фактор поддержания религиозности
  • догматичность.

Конфессиональный – религиозный.

Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.

Виды религий:

По количеству богов:

  • монотеистические – вера в одного Бога
  • политеистические – вера во множество Богов

По решению проблем спасения:

  • через собственную деятельность (буддизм)
  • через посредника-спасителя

По степени легализации:

  • институциональная – верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
  • внеинституциональные – модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида

По степени распространения:

  • национальные (локальные)
  • мировые

Типы религиозных организаций:

  • Церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
  • Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.

Деноминация — секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру (кальвинизм).Культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .

Разновидности культа:

  • магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы
  • умилостивительный культ— комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Депривация— положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.

Атеизм — система взглядов, отрицающая существование Бога.

Адепт – приверженец религиозного учения.

Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.

Фундаментализм — религиозный фанатизм.

Государство и религия

Государство и религия- это два социальных института.

Два вида правового положения религии в обществе:

  • статус государственной религии,
  • статус отделения государства от религии.

Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.

В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии.

  • Государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
  • Государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
  • Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.

Из Конституции РФ

Статья 14

1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Пояснения:

  • Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
  • Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
  • Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.

Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.

Роль религии   в современной России.

В РФ на законодательном уровне созданы все условия для развития религий, роль религии в современном мире, в России в том числе, велика.

  • Влияет на сознание людей, религиозность усиливает общественную мораль, нравственность.
  • Религиозные организации реагируют на проблемы общества, консолидируют его для их решения.
  • Созидательные, миротворческие действия религиозных лидеров о время конфликтов, выступления их в защиту нравственности, против коррупции, наркомании, терроризма и др.
  • Осуждение политического насилия, призыв лидеров к мирным способам решения проблем.

Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей народов, защитой национальной культуры.

СМИ.

В обществе важную роль играет массовая коммуникация.

Коммуникация – информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Основе средство массовой коммуникации – СМИ , средства массовой коммуникации,  система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Особенности СМИ.

  • Обращённость к массовой аудитории.
  • Общедоступность.
  • Корпоративный характер производства и распространения информации.
  • Информация не изнашивается, а наоборот, в процессе использования обогащается, дополняется.
  • Быстрый обмен информацией.

 

Средства массовой информации призваны осуществлять: а) поиск; б) получение; в) передачу; г) производство; д) распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

К СМИ относятся:

  • пресса
  • радио
  • телевидение
  • интернет
  • кинематограф
  • видеозаписи
  • реклама

Функции СМИ.

  • Информационная – предоставление массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации.
  • Регулирующая – воздействие на массовую аудиторию (установление контактов, достижение контроля над массовым сознанием).
  • Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства.
  • Транслирующая – передача культурных ценностей из поколения в поколение.
  • Мобилизационная – воздействие на общество с целью совместного решения важных проблем.
  • Образовательная – создание условий для образования и самообразования людей.
  • Воспитательная – воспитание нравственности.
  • Социализирующая – формирование нравственных основ личности.

 

Влияние СМИ на общество.

Позитивное влияние.

  • Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (мер, оказание гуманитарной помощи определённой стране).
  • Большое воспитательное значение, формирование нравственности людей (например, оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых).
  • Удовлетворение вкусов различной аудитории (например, телепередачи для детей для людей, увлекающихся спортом, музыкой и т.д.).

 

Негативное влияние:

  • Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию, подавая в нужном для себя ключе.
  • Сталкивание различных интересов (например, перед выборами- выступление представителей различных партий). Появилось даже понятие « посредническая среда», то есть СМИ используются для поддержки определённого кандидата, его программы.
  • Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу

В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.

Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.

Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:

  • Конституция РФ (ст. 29 и др.).
  • «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г .
  • «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.
  • «О рекламе» от 14 июня 1995 г.;
  • «О связи» от 16 февраля 1995 г.;
  • Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.
  • «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г. и др.

Взаимодействие СМИ и государства в РФ:

  • государство создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;
  • государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;
  • государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;
  • государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.

Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.