Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Познание и его формы.

Познание и его формы.

10 вопросов- 10 ответов.

 1.Поясните понятия «познание» и «знание».

Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Знание – это результат познания.

 2.Субъект и объект познания – что это такое?

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

 3.Что изучает гносеология?

Гносеология – (от греч. знание, учение) – это наука, изучающая особенности процесса познания.

 4.Назовите уровни познания.

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Рациональное познание – (от лат. разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

5.Назовите ступени чувственного познания.

Ступени чувственного познания.

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие– это создание на основе ощущений целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

5.Назовите ступени чувственного познания.

Ступени рационального познания.

Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.

Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии. Например, берёза — красивое дерево.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии, это своего рода вывод из предыдущих суждений. Например, мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 

6.Какова роль чувственного и рационального познания?

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

 7.Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

 8.Что такое  вербальный и невербальный язык?

  • Вербальный язык— это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
  • Невербальный язык— это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

9.В чём особенности сенсуализма и рационализма как двух направлений в философии познания?

Сенсуализм – это направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т. Гоббс).

Рационализм – это направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

10.Что такое интуиция и какова её роль в познании?

Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.