Обществознание. Право. Вопрос – ответ.Каковы права потребителя?
Вопрос.
Каковы права потребителя?
Ответ.
Закон «О защите прав потребителей». 1992 г.
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
Права потребителей.
Право на качество товара (работы, услуги).
Если товар или услуга не соответствуют необходимым качествам, то покупатель имеет право на возмещение убытков, компенсацию морального вред, а также на выплату неустойки.
Право потребителя на качество товара включает в себя также следующие права:
- на ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока его службы;
- замену товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества;
- соразмерное уменьшение стоимости товара в случае обнаружения в товаре недостатков, о которых продавец не сообщил;
- безвозмездное устранение недостатков товара;
- отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.
Право потребителя на качество работы (услуги) включает в себя следующие права:
- на безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы;
- уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги) при обнаружении в ней недостатков.
Право на безопасность товара (работы, услуги).
Безопасность товара (работы, услуги) предполагает его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги)
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) не причинял вред в течение срока службы или срока годности, а при их отсутствии — в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Потребителю гарантируется возмещение в полном объеме вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков или необеспечения безопасности товара (работы, услуги).
Право на информацию.
Потребителю гарантировано право требовать предоставления следующей необходимой и достоверной информации:
- о товаре (работе, услуге), в том числе об основных потребительских свойствах, об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям технических регламентов, о цене и условиях приобретения;
- о гарантийном сроке (если он установлен), сроке службы или сроке годности товара (работы), о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара (работы, услуги);
- об изготовителе, исполнителе, продавце, включая наименование, адрес, идентификаторы в виде номера ОГРН, ОГРНИП, информацию о лицензии и режиме работы;
- о сроках для предъявления требований в отношении недостатков товара.
Если недостоверная или неполная информация привела к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя или к неправильному выбору, то потребитель вправе требовать расторжения договора и возмещения вреда и понесенных убытков.
Право потребителей на возмещение ущерба.
Срок службы, срок годности и гарантийный срок — сроки ответственности.
На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок.
Эти сроки — сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) потребитель может предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков.
Право на судебную, государственную и общественную защиту.
Если потребителю не удалось добиться соблюдения его прав в добровольном порядке, соответствующее требование подлежит рассмотрению в суде по выбору потребителя:
- по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя;
- по месту жительства или пребывания потребителя;
- по месту заключения или исполнения договора.
В какие инстанции может ещё обратиться потребитель с жалобой?
В Роспотребнадзор как специальный уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей.
Потребители могут объединяться в ассоциации и союзы, которые наделены, следующими правами:
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
- участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;
- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей;
- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Это интересно.
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей.
Решение о Дне принят ООН, приурочено к годовщине выступления президента США Джона Кеннеди в 1962 году в Конгрессе.
В выступлении президент сформулировал четыре основных права потребителя:
- право на безопасность,
- право на информацию,
- право на выбор,
- право быть услышанным.
Позднее к ним добавились еще четыре:
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование,
- право на удовлетворение базовых потребностей,
- право на здоровую окружающую среду.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей был отмечен 15 марта 1989 года.
В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года.
Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.
Также в мероприятиях, посвященных Дню защиты прав потребителей, участвуют и региональные Управления Роспотребнадзора РФ.
Традиционно во многих российских городах специалистами данного органа проводятся «горячие линии» и пресс-конференции по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.