ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.3 Образование.

ОГЭ. теория. Духовная

Сфера духовной культуры 

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

План.

  • Сущность понятия «образование».
  • Цели образования.
  • Функции образования.
  • Основные принципы российского образования.
  • Тенденции в развитии образования.
  • Элементы системы образования в РФ.
  • Пути получения образования в РФ.
  • Типы образовательных программ.
  • Документы об образовании в РФ.

Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.

Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

 Цели образования:

  • приобщение к достижениям цивилизации
  • сохранение культурного достояния
  • развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность

 Функции образования:

  • культурная — трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей. норм);
  • социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций;
  • информационная – обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности
  • профессиональная — подготовка специалистов различной квалификации;.

Обязательным является полное среднее образование.

 

Основные принципы образования

(то есть что лежит в основе образования в нашей стране):

  • демократизация-ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений;
  • компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;
  • интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;
  • интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования, активный обмен учащимися, изучение опыта других стран;
  • гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам, запросам, индивидуальным особенностям и способностям;
  • гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам (истории, социологии, политологии, правоведению, литературе, языкам и др.)
  • профилизация – первичная профессиональная ориентация
  • единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви);

 Тенденции в развитии образования:

  • соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры
  • переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
  • развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
  • возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
  • повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности

Элементы системы образования в РФ.

  • Дошкольное образование (ясли, сад).
  • Общее образование (школы, гимназии, лицеи)

-начальное (1-4 классы)

-основное (неполное среднее) – 5- 9 классы;

-среднее (полное) – 10-11 классы.

-дополнительное

  • Профессиональное образование

-начальное (ПТУ)

-среднее (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы)

-высшее (вузы : институты, университеты, академии)

а) бакалавриат

б) магистратура

  • Дополнительное образование (дома школьников, творчества юных, институты повышения квалификации и т.д.)

Одна из важнейших задач образования – обеспечение условий для непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Это необходимо для достижения гармоничного развития личности в современную эпоху.

В России имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (строителей, врачей, учителей, работников телевидения и др.).

В нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.

В систему образования входят:

  • дошкольные образовательные учреждения
  • школы
  • средние (профессионально-технические) учебные заведения
  • высшие учебные заведения
  • специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии
  • учреждения дополнительного образования
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Пути получения образования в РФ:

  • Основной путь – обучение в учебных заведениях. (Формы: очная, вечерняя, заочная).
  • Образование в семье (при наличии соответствующих условий).
  • Самообразование – самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков.Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности. Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.

 

Типы образовательных программ:

  • общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации его к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
  • профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Документы:

  • Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.
  • «Закон об образовании», 1992 г.
  • Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.
  • С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным

С 2006 – комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.