ОГЭ. Теория по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.2 Наука в жизни современного общества.

 

ОГЭ. теория. Духовная

2.2 Наука в жизни современного общества.

 План.

  • Многозначность понятия «наука».
  • Цель и функции науки.
  • Система научных знаний.
  • Классификация наук.
  • Этические нормы науки.
  • Черты современной науки.
  • Критерии научных знаний.
  • Тенденции развития науки в современной России.

 Наука           

  • Систематизированные взгляды на действительность
  • Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
  • Особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Функции науки:

  • познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;
  • культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;
  • практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей
  • социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.
  • прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.

Система научных знаний:

  • научные факты
  • законы
  • теории
  • методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)
  • особый научный язык ( в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)
  • специальная терминология

 

Классификация наук:

по предмету познания

  • естественные – изучают природу химия, биология, экология)
  • точные – изучают числа и количественные отношения (математика)
  • общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)
  • гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
  • технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)

 

по ориентации на практику

  • фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
  • прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

  • социальная ответственность учёного (клонирование)
  • бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  • общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

  • всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
  • незавершённость
  • дифференцированность— различные направления и школы
  • интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ

Инновация — нововведение.

Критерии научных знаний

  • объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения
  • рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций
  • системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам
  • проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.
  • Наличие особой системы методов исследования
  • Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью

Тенденции развития науки в современной России

  • Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере
  • Возрастание роли науки как производительной силы общества
  • Усиление практической направленности научных знаний
  • Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.