ОГЭ-2019. Обществознание. Демонстрационный вариант.

ОГЭ общество

Опубликовано на сайте ФИПИ 24.08.2018г.

Изменений нет.

1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?1) племена, народности

2) сословие, класс

3) республика, федерация

4) издержки, прибыль

 

Ответ:

 

2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

Ответ:

 

3. На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)1) семейное законодательство

2) урок

3) школьники

4) семейная пара

Ответ:

 

4. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество является частью природы.

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

5. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?1) начальном общем

2) основном общем

3) среднем общем

4) среднем профессиональном

Ответ:

 

 

6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?1) прибыль

2) труд

3) налоги

4) зарплата

Ответ:

 

8. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека,осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение

прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

Ответ:

 

9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать

полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия

труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

Ответ:

 

10. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена

современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

11. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?1) крестьяне

2) рязанцы

3) русские

4) пассажиры

Ответ:

 

12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослыелюди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

Ответ:

 

13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

14. Государственную власть осуществляет1) ректор университета

2) председатель правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) председатель центробанка

Ответ:

 

15. В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?1) федерация

2) абсолютная монархия

3) унитарное государство

4) республика

Ответ:

 

16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая  партия  объединяет  группу  единомышленников,

выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

17. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

Ответ:

 

18. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ1)принимает законы

2)разрешает правовые споры

3) утверждает изменения границ между субъектами РФ

4)осуществляет управление федеральной собственностью

Ответ:

 

19. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

Ответ:

 

20. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти

осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная  с  первой  клеточки,  без  пробелов,  запятых  и  других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

21. В государстве Z установлен демократический политический режим,а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Ответ:

Черты сходства Черты различия

 

22. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощьБ) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Д) право на жизнь

 

1) гражданские (личные)2) политические

3) социальные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д

 

Прочитайте  текст.  Проанализируйте  статистические  данныеи выполните задания 23, 24.

 

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам,участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения

производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде

диаграммы.

 

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.1)Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных  предприятий,  чем  среди  работников  частных предприятий.

2)Значение  модернизации  производства  как  эффективного  способа

увеличения производительности труда для работников частных фирм

ниже, чем для работников государственных предприятий.

3) Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.

4) Равные  доли  работников  частных  фирм  отмечают  повышение

квалификации работников и создание комфортных условий труда как

наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.

5)Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Ответ: ________________________

 

24. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.

2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату

работников.

4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.

5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Ответ: _________________________.

 

24. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читаетпрофессиональную  литературу,  отслеживает  изменения

в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься  самообразованием,  чтобы  быть  конкурентоспособным в профессиональной сфере.

 

Определите, какие положения текста1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих

положений.

Ответ:

     

 

Не  забудьте  перенести  все  ответы  в  бланк  ответов № 1в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

                                                 Часть 2

 

Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

 

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… начеловека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого

возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и

учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и

учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда

утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную

жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение

тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

27. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

 

28. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

 

29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

 

30. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, чтопроисходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

 

31. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст иобществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями)необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

 

ОТВЕТЫ.

№ задания Ответ
1 3
2 3
3 3
4 2
5 3
6 3
7 2
8 1
9 4
10 2
11 2
12 1
13 2
14 2
15 2
16 3
17 1
18 4
19 2
20 2
21 1234
22 31121
23 145
24 24
25 112

 

Примерные ответы на задания части 2.

  1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

 

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

 

  1. Могут быть указаны следующие причины:

1) знания всё растут и усложняются;

2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

  1. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, допустим:

− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества,  умения  взаимодействовать  с  партнёрами  и соперниками;

− чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

 

  1. Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной  преобразовательной  деятельностью  человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения.

 

  1. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).