ОГЭ-2020. Обществознание. Демонстрационный материал.

ОГЭ общество

Материал опубликован на сайте ФИПИ 20.08.2019 г.

ЕСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ!

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 17 заданий  с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр.

Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание).

Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания 1, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2.

Для выполнения заданий 21–24  необходимо:

  • выбрать нужную информацию из текста, раскрыть ( в том числе на примерах) его отдельные положения;
  • соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса;
  • применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций;
  • высказать и обосновать собственное мнение.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание  в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

 Желаем успеха!

Часть 1.

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Ответами к заданиям 2–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 

 

1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?Страта;  доход;  власть; демократия; собственность.Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного  из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

 

2. На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)1) семейное законодательство2) урок

3) школьники

4) семейная пара

Ответ:

 

3. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество является частью природы.Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

4. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?1) начальном общем2) основном общем

3) среднем общем

4) среднем профессиональном

Ответ:

 

5. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

6. Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

 

7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?1) прибыль2) труд

3) налоги

4) зарплата

Ответ:

 

8. В стране Z существует товарное производство и  денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько  производить.

Ответ:

 

9. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решенасовременной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

10. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?1) потребитель2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

Ответ:

 

11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

12.В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме. 

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется:  а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

ПРИМЕЧАНИЕ: гистограмма не скачивается,см. её в демоверсии на сайте ФИПИ.

13. В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство1) демократическое2) монархическое

3) федеративное

4) тоталитарное

Ответ:

 

14. Верны ли следующие суждения о референдуме?А. Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу.Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ:

 

15. Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА  И ГРАЖДАНИНА ГРУППЫ ПРАВ
А) право на жизньБ) право на участие в управлении делами государстваВ) свобода предпринимательской деятельности

Г) свобода совести и вероисповедания

Д) право избирать и быть избранным

1) гражданские (личные)2) политические3) социально-экономические

 

 

Ответ:

А Б В Г Д

 

16. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,1) поддерживаются силой государства2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

Ответ:

 

17. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества1) владеть2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

Ответ:

 

18. Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции в РФ? Противодействие коррупции в Российской Федерации осуществляется  на основе такого принципа, какА. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека  и гражданина.Б. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

19. Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ.  Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.1) приспособление к условиям окружающей среды2) способность к выдвижению целей и задач деятельности

3) инстинкты и рефлексы

4) сознание и речь

 

               Черты сходства               Черты различия

 

  1. Заполните пропуск в таблице.
Орган государственной власти Полномочия
                    … Разработка и исполнение государственного бюджета
Федеральное Собрание РФ Разработка и принятие законов РФ

Ответ:______________________ .

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам,участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличенияпроизводительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде

диаграммы.

 

                                                 Часть 2

 

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… начеловека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого

возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и

учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и

учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда

утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную

жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение

тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

 

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

22. Как автор описывает  роль человека в производстве в XXI в.?Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.)Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.)

 

23. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

 

24. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

 

Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.  Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.