Потребитель в условиях рыночной экономики.

потребитель

Потребитель.

Потребитель – это лицо имеющее намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, общественных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Это определение дано в Законе РФ «О защите прав потребителей» 1992 г..

Объекты потребления:

  • товары (любая вещь, оборот которой не запрещён законом),
  • услуги (нематериальный результат труда),

Потребительское поведение.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

Основные виды поведения потребителя на рынке товаров.

  • Сложное покупательское поведение.

Такое поведение можно наблюдать в тех случаях, когда потребитель выбирает товар среди однотипных моделей от разных производителей. Самый яркий пример – процесс покупки дорогой техники. Приобретая телевизор или планшет, человек идет на определенный риск. Поэтому перед заключением сделки с продавцом клиент тщательно сравнивает все модели и изучает характеристики каждой из них.

  • Неуверенное покупательское поведение.

Блага, получаемые от владения данной категорией продуктов, обладают фактически одинаковыми свойствами.

  • Привычное покупательское поведение

Так, при приобретении сахара покупатель не оценивает его характеристики и не изучает маркировку, поскольку ему подойдет любая упаковка. В некоторых случаях клиент выбирает товар определенного производителя, но только из-за того, что привык использовать именно этот продукт.

  • Поисковое покупательское поведение

Это происходи тогда, когда покупатель часто меняет свои предпочтения в отношении изготовителя, поскольку хочет попробовать все продукты, имеющиеся на рынке.

Факторы, влияющие на поведение потребителя на рынке.

Внешние:

  • культура человека;
  • общественный класс;
  • референтная группа;
  • семья;
  • роли и статусы.

Личностные:

  • возраст;
  • образ жизни;
  • работа;
  • стиль жизни;
  • экономические условия.

Психологические:

  • потребности;
  • мотивы;
  • восприятие;
  • отношение.

 

Полезность какого-либо блага — его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

 

Этапы поиска товара потребителем:

  • Осознание.

Перед тем как принять решение о покупке того или иного товара, потребитель делает вывод, для чего ему нужен товар.

  • Поиск.

Сбор покупателем сведений о товаре. Источниками такой информации могут быть друзья, родственники, знакомые, а также реклама, выставки, продавцы, эмпирический опыт (это те знания, которые беспрерывно накапливаются в результате потребления или изучения конкретных продуктов).

Оценка.

Покупатель выстраивают свою иерархию важных характеристик и ориентируется на нее при совершении покупки.

Принятие решения и покупка.

Потребитель уверен в правильности своего выбора и делает покупку.

Реакция на приобретение.

Каждый потребитель по-своему реагирует на приобретение определенного товара: кто-то в восторге от сделки, а кто-то считает совершенную трату денежных средств напрасной.

Права и обязанности потребителя.

Основные права потребителя:

  • быть просвещённым в области защиты своих прав;
  • приобретать товар или услугу надлежащего качества;
  • получать информацию о товаре, производителе, продавце;
  • защищать свои права в судебном порядке;
  • требовать восстановления своих прав, если они нарушены продавцом;
  • требовать возмещения морального вреда;
  • объединяться в союзы и группы, отстаивая свои интересы.

Основные обязанности потребителя:

  • принять купленный товар, возмездную услугу;
  • оплатить товар или услугу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.