Предэкзаменационный марафон. ЕГЭ по обществознанию. Занятие № 11. Тема: «Экономика как наука и хозяйство. Экономические блага и потребности. Типы экономических систем.Ноябрь, 3-ья неделя.

егэ

Весь материал читайте на данном  сайте — там подробно даны лекции по каждой теме. (См. сноски)

Вспоминаем следующие темы:

ПЛАН.

 Выпускнику на заметку

заметка

Понятие экономики. Экономика как наука, её функции и методы. Экономические науки.

Необходимо чётко различать два определения слова «экономика». Экономика как наука изучает хозяйственную деятельность в рамках одного хозяйственного субъекта или целой страны, всего мира. Поэтому она использует различные средства и методы для этого изучения, имея цель – дальнейшее совершенствование экономической деятельности, занимается прогнозированием, поисков путей наиболее эффективного развития.

Существует множество наук, каждая из которых имеет свой предмет изучения хозяйства в макро- или микроэкономическом масштабе.

Пример задания.

3. Ниже приведён перечень наук. Все они, за исключением двух,изучают экономику.

1)финансы; 2) этика); 3;кредит;

4маркетинг); 5) бухгалтерский учёт; 6) социология.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 26

Экономика как хозяйство, её роль в обществе. Факторы производства и факторные доходы. Производительные силы общества.

Второе значение слова «экономика» — это сама хозяйственная деятельность в том или ином масштабе.

Различайте функции экономики как науки и как хозяйства.

Часто бывают вопросы, связанные с факторами производства, то есть ресурсами, вовлечёнными в процесс производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). Хорошо их помните, а также знайте, каковы факторные доходы (зарплата, рента, проценты, прибыль).

Уровень развития экономики стран определяют её производительные силы. Это всё то, что задействовано в процессе производства благ и услуг.

Запомните формулу.

Производительные силы = человеческий фактор(труд) + средства производства (предметы труда + средства труда) + технологии +организация производства.

В данной темпе запомните ещё следующие термины.

  • Уровни экономики.
  • Основные вопросы экономики.
  • Основная проблема экономики.
  • Закон возвышения потребностей.
  • Сферы экономки (производственная и непроизводственная).
  • Экономическая деятельность (производство, распределение, обмен, потребление).
  • Товар. Услуга.
  • Экономические потребности.
  • Виды капитала.
  • Проблема выбора в экономике.

Как видим, вопросов много, но они простые. Внимательно прочитайте лекцию по данной теме.

Пример задания.

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.Труд, капитал, факторы производства, предпринимательские способности, земля.

Ответ: факторыпроизводства.

 Понятие экономических и общественных благ.

Различайте экономические блага (что удовлетворяет потребности для ведения экономической деятельности), неэкономические (к ним свободен доступ любого человека, это всё, что даёт природа) и общественные (создаются государством, за счёт его средств, доступны каждому).

Существуют виды общественных благ по различным признакам (помните это).

Не забудьте о законе Э.Энгеля: с ростом дохода постепенно уменьшаются расходы на покупку продуктов питания и увеличиваются   на приобретение других товаров и услуг.

 Типы экономических систем, их отличительные особенности.

Экономическая система— это способ ведения, организации хозяйственной деятельности страны.

Существуют критерии, то есть основания, которые позволяют говорить о той или иной экономической системе. Помните их. Среди них: кто отвечает на главные вопросы экономики (что, как и для кого производить?), роль государства в экономике, формы собственности и др.

Выделяют три основные типа экономических систем (традиционную, командно-административную и рыночную) и смешанную, которая вбирает в себя особенности этих трёх, причём, каждой стране их набор свой.

Вспомним основные признаки экономических систем.

Традиционная:

  • в основе экономической деятельности- традиции, опыт предшествующих поколений;
  • натуральное хозяйство;
  • экстенсивное производство;
  • ручной труд;
  • примитивные орудия труда;
  • медленное введение инноваций;
  • слабо развитая инфраструктура;
  • замкнутость;
  • многоукладность;
  • велика роль государства.

 Командно-административная:

  • общественная собственность;
  • централизованное планирование и ценообразование;
  • государственная монополизация;
  • отсутствие свободы и заинтересованности производителя.

Рыночная:

  • основа- частная собственность;
  • регулирование экономической деятельности на основе спроса и предложения;
  • конкуренция;
  • личная свобода и выгода;
  • минимальное вмешательство государства в экономику.

Смешанная:

  • наличие частного и государственного сектора в экономике;
  • регулирование происходит и на основе законов спроса и предложения, и при активном вмешательстве государства;
  • участие государства в решении социальных задач, привлечение к этому предпринимателей;
  • развитая инфраструктура.

Пример задания.

4. Выберите верные суждения о традиционной экономической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.1) натуральное хозяйство.

2) интенсивное производство;

3) медленное введение инноваций;

4) экстенсивное производство;

5) слабо развита инфраструктура.

Ответ: 134

Подробнее читайте в статье на сайте.

Не забудьте обратить внимание на следующие вопросы:

  • типы экономических систем по различным критериям (по форме хозяйствования, по форме собственности, по уровню вмешательства государства в экономику;
  • достоинства и недостатки каждой из экономических систем;
  • социальная и производственная инфраструктура.

Пример задания.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфраструктура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфраструктур, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из этих типов.

Ответ.

Инфраструктура – это то комплекс отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, которые обеспечивают условия для производства и жизнедеятельности людей.

Существует социальная и производственная инфраструктура.

Производственная инфраструктура – это отрасли, обеспечивающие эффективное развитие производства: транспорт, связь, электроэнергия, водоснабжение, предприятия общественного питания, мосты, дороги, складские помещения и др.

 Домашнее задание:
  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28 )по следующим темам:

1.Типы экономических систем.

2.Роль экономической науки в жизни общества.

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

  • Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания

 

Проверьте домашнее задание по занятию № 10.

«Семья.»

План.

  1. Понятие семьи.
  2. Функции семьи:
  • социализирующая,
  • репродуктивная,
  • воспитательная,
  • экономическая,
  • эмоциональная,
  • статусная.
  1. Критерии выделения видов семей:
  • по количеству членов,
  • по способу распределения домашних обязанностей,
  • по типу воспитания детей,
  1. Роль семьи в социализации личности.

 

«Социальная политика.»

План.

1.Сущность понятия «социальная политика».

  1. Задачи социальной политики:

3.Функции социальной политики:

  • стабилизирующая,
  • стимулирующая,
  • гарантирующая,
  • защитная,
  • компенсаторная.

4.Основные принципы социальной политики:

  • принцип социального равенства,
  • принцип социальной справедливости,
  • принцип социальной солидарности.

5.Основные направления социальной политики в современной России.

 

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.