Предэкзаменационный марафон. ЕГЭ по обществознанию. Занятие № 2. Тема: «Пути развития общества. Цивилизация и формация» Сентябрь, 2-ая неделя.

егэ

Продолжаем изучение темы «Общество». Вспоминаем следующие темы (материал по ним  читайте на данном сайте http://obschestvoznanie-ege.ru)

 

ПЛАН

  • Объективные и субъективные факторы развития общества
  • Прогресс — регресс
  • Эволюция, революция, реформа
  • Модернизация. Инновация
  • Альтернативность общественного развития
  • Общественные отношения
  • Цивилизация и её типы
  • Формация и её типы

На первый взгляд, много тем. Но они небольшие, поэтому за неделю выучить материал реально.

Остановлюсь на некоторых моментах.

Выпускнику на заметку

заметка

  • В будущем, в курсе «Обществознание», нам не раз будут встречаться понятия «субъективный» и «объективный». Запомните, «субъективный» — это связанный с нами, с нашим восприятием, зависящий от нашего желания, от действий и  пр. А «объективный»- происходящий без нашего вмешательства, это явления, события, которые человек не в состоянии изменить.

 

  • В теме «Прогресс- регресс» особенно обратите внимание на критерии прогресса, а также на противоречивость прогресса. Именно по этим вопросам часто бывают задания.

Пример

3. Ниже приведён ряд особенностей развития общества.. Все они, за исключением двух, обозначают прогресс общества1 повышение благосостояния народа; 2)экономический кризис 3) увеличение средних баллов за ЕГЭ; 4)межнациональные конфликты; 5)введение новых технологий при производстве лекарств; 6) увеличение рождаемости

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 24

 

  • Не путайте общественные отношения с простым нахождением людей рядом . Отношения всегда предполагают какие-то действия, в том числе , и общение. Если этого нет, то нет и общественных отношений (например, люди, стоящие на остановке, не разговаривающие друг с другом, НЕ вступают в общественные отношения).

Пример

Задание № 25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения».Составьте два предложения : в первом из которых назовите виды общественных отношений, во втором – приведите примеры общественных отношений в материальной деятельности.

ОТВЕТ

Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной деятельности.

Виды общественных отношений на уровне социальных общностей: классовые, национальные, групповые, семейные.

В материальной деятельности складываются отношения по поводу производства товаров и услуг, например, между рабочими, создающими мебель.

 

  • Главное отличие формации в том, что основным её критерием является экономика — «базис. А основной критерий цивилизации — это культура ( в самом широком смысле этого слова)

Пример

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА ЭЛЕМЕНТЫ
Цивилизация Общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры.
*** Общество на определённом этапе развития, основным критерием которого  является уровень развития экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений.

Ответ: формация

 

 

Домашнее задание

  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28)по следующим темам:

Пути развития общества

— Цивилизация

-Формация

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

  • Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания
  • Выполняйте и проверяйте вариант теста по теме в формате ЕГЭ, который вам будет предложен в конце недели.

 

 

Проверьте домашнее задание по занятию № 1

 

Задание № 28.

План по теме: «Общество — система»

1.Понятие общества как системы

2.Сферы общества:

А)экономическая

Б)политическая

В)социальная

Г) духовная

3.Социальные институты  — основные компоненты подсистем общества:

А) политические  институты( государство, партии и др.)

Б) экономические ( банки, фирмы и др.)

В) социальные ( семья, профессиональные союзы и др.)

Г) духовные ( религия, наука, образование и др.)

  1. Структурность общества- залог его эффективного развития.

 

План по теме: «Общество — динамическая система»

1.Понятие общества как динамической системы

  1. Пути развития общества:
  • Прогресс-регресс
  • Эволюция – реформа –революция
  1. Типы реформ по их влиянию на ход развития общества:
  • Прогрессивные
  • Регрессивные
  1. Выбор наиболее эффективного пути развития общества – одна из основных задач государства.

Примечание: даю два плана ( «Общество как система» и «Общество как динамическая система») для сравнения. Не путайте эти два понятия, планы, как видите, совсем разные.

 

План по теме: « Социальные институты».

1.Понятие социальных институтов

  1. Типы социальных институтов по сферам общества:
  • экономические
  • политические
  • социальные
  • духовные
  1. Функции социальных институтов:
  • регулятивная
  • интегративная
  • транслирующая
  • социализирующая
  • коммуникативная и др.
  1. Роль социальных институтов в эффективном развитии общества.

 

Итак, задание на неделю дано. Готовьтесь.

Удачи вам, ребята!

Если какая-то тема непонятна, пишите письмо на почту или сообщение ВКонтакте.

Вера Александровна