Предэкзаменационный марафон. ЕГЭ по обществознанию. Занятие № 4. Тема: «Человек» Сентябрь, 4-ая неделя.

егэ

 

Начинаем изучение  второй темы курса — «Человек» . Вспоминаем следующие темы (материал по ним  читайте на данном сайте http://obschestvoznanie-ege.ru в разделе «ЧЕЛОВЕК»)

 

ПЛАН

  1. Человек, индивид, личность. Индивидуальность.
  2. Человек и животные ( черты сходства и различия)
  3. Социализация.
  4. Потребности и их виды.
  5. Способности. Уровни способностей.
  6. Понятие деятельности и её видов.
  7. Философские вопросы.

Остановлюсь на некоторых моментах.

 

Выпускнику на заметку

заметка

Тема:  «Человек, индивид, личность. Индивидуальность»

  • В данной теме не нужно путать понятие «человек» в философском смысле (вспомните у А.М.Горького: «Человек – это звучит гордо!») с этим же понятием в обществознании. Главное здесь- отличие его от животного, понимание того, что человек- это биосоцальное существо.
  • Личностью становятся в обществе, ею не рождаются
  • Индивидиуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека.

Пример

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ПОНЯТИЕ ОСОБЕННОСТИ
Человек Биосоциальное существо, наделённое разумом, сознанием, речью, то есть признаками, отличающими его от животного.
*** Единичный, конкретный представитель человеческого рода.

Ответ: ___________________________.

Это индивид.

 

Тема: «Различие и сходство человек и животного

Это тема простая. Главное понять, что биологическое в человек- это сходство, а социальное- различие.

Пример

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЯ
А)инстинкт самосохраненияБ)постановка цели деятельностиВ) потребность в пище

Г)способность отвечать за свои поступки

Д)речь

1)человек2) животное

        

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:21211

А Б В Г Д

 

Тема: «Социализация»

Это одна из важнейших тем курса. Именно в процессе социализации человек становится неповторимой личностью. По данной теме часто бывают предложены цитаты для эссе в задании № 29. Чётко помните, что это за процесс, что бывает социализация двух уровней и агенты первичной и вторичной социализации, то есть те, кто наиболее важное место занимает в формировании личности ( агенты первой социализации), и те, кто косвенно это делает.

Пример

 

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об агентах социализации ,  и одно предложение, раскрывающее особенности воздействия на личность агентов первичной социализации.

Ответ

Социализация- это процесс приобретения человеком качеств, позволяющих ему жить и трудиться в  обществе, оценивать свои дела и поступки.

Существуют агенты первичной социализации, то есть  люди, которые находятся в непосредственном контакте с человеком, оказывая на него большое воздействие ( близкие, друзья, некоторые учителя и др.), и вторичной социализации, определяющие в общем линию поведения человека ( коллеги, должностные лица, учителя, с которыми чисто деловые отношения и др.)

Агенты первичной социализации способствуют формированию качеств личности, направляют деятельность, помогают человеку найти своё место, например, члены семьи.

Тема: «Потребности и их виды»

В данной теме необходимо чётко разграничивать типы потребностей, знать особенности выделения потребностей А.Маслоу («пирамида потребностей»).

Пример

 

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,обозначают социальные потребности.1)потребность в общении);2 )потребность в самореализации;3)потребность в признании; 4)потребность в пище; 5)потребность в труде ; 6) потребность в жилище

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 46

 

Выпадают № 4 и 6- это физиологические потребности.

Тема: «Способности. Уровни способностей»

Запоминая особенности понятия и типов способностей, помните, ребята, что формировать их  в себе до высокого уровня может каждый. Только гениальными становятся те, кому по природе даны особенные задатки. А стать талантливым учёным, педагогом, инженером, хирургом и др. может каждый из вас. Главное- захотеть!

Пример

 

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.Талант, задатки, способности, гениальность, одарённость, специальные

Ответ: ___________________________.

В данном случае все слова объединяет понятие «способности»

Тема: «Деятельность, её структура и виды»

Именно деятельность отличает человека от животного, то есть способность не только приспосабливаться к природе, используя всё, что она даёт нам, но и преобразовать её.

Виды деятельности и её структура- это достаточно простая тема. Нужно просто сесть и выучить теорию, она есть на сайте.

 

Пример

 

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.1) В результате духовной деятельности создаются различные идеи, концепции  особенностей развития общества.2)Человеческой деятельности свойственно целеполагание

3) Деятельность- основа существования человечества.

4)Животному тоже свойственна деятельность

5)Объекты и субъекты- составляющие структуры деятельности.

 

Ответ: ___________________________.

1235

 

Тема: «Философские вопросы»

В данной теме необходимо понимать, что полностью свободным человек в обществе быть не может, всегда есть ограничители свобод, ведь вместе с нами живут другие люди.

Человек должен адекватно оценивать себя, не завышать и не занижать самооценку, иначе возникну проблемы  в отношениях с окружающими.

Интересна тема, связанная с мировоззрением человека .Нужно не просто запомнить его типы, но и понимать, что именно мировоззрение определяет все поступки и действия человека, составляя сущность личности.

 

Пример

 

6)Сергей занимается научной деятельностью. Какие факты свидетельствуют о его научном мировоззрении?  Запишите цифры, под которыми они указаны.1)изучение объективных фактов действительности2)выявление причинно-следственных связей изучаемых явлений

3)опора на авторитеты

4) цель деятельности- получение объективных знаний

5)большая руль субъективного восприятия изучаемых предметов и явлений

6)Системность, упорядоченность знаний

Ответ: ___________________________.

1246

 

 

Домашнее задание:

  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28 )по следующим темам

— Деятельность и её виды

-Способности

-Потребности человека

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

  • Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания
  • Выполняйте и проверяйте вариант теста по теме в формате ЕГЭ, который вам будет предложен в конце недели.

Проверьте домашнее задание по занятию № 3

 

Задание № 28.

План по теме: «Глобальные проблемы человечества»

1.Понятие  глобальных проблем

2.Причины возникновения глобальных проблем:

  • Целостность современного мира
  • Возросшая экономическая мощь человечества
  • Неравномерность развития стран
  • Перерастание проблем и конфликтов из локальных в мировые и др.

3.Типы глобальных проблем:

  • Угроза третьей мировой войны
  • Экологическая проблема
  • Проблема «Север-Юг»
  • Проблема терроризма и др.

4.Пути решения глобальных проблем.

  1. Роль РФ в решении глобальных проблем.

 

План по теме: «Глобализация»

1.Понятие глобализации

2.Причины глобализации

3.Формы глобализации:

  • Экономическая
  • Политическая
  • Духовная

4.Последствия глобализации

  • Позитивные
  • Негативные

5.Минимизация негативных последствий глобализации- одна из важнейших проблем мирового сообщества.

 

План по теме: «Общество и природа»

1.Взаимосвязь природы и общества

  1. Воздействие природы на общество:
  • Позитивное
  • Негативное
  1. Воздействие общества на природу:
  • Позитивное
  • Негативное

4.Жизнь в гармонии с природой- одна из важнейших задач человечества на современном этапе.

План по теме: «Типы общества»

1.Понятие типизации общества

2.Критерии деления общества на типы:

  • Особенности экономического развития
  • Особенности политического устройства
  • Особенности социальной структуры общества
  • Уровень развития культуры и её особенности

3.Типы общества:

  • Традиционное
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное
  1. Особенности РФ как постиндустриального общества.

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна