Предэкзаменационный марафон. ЕГЭ по обществознанию. Занятие № 8. Тема: «Социальная сфера общества: структура, стратификация, мобильность, социализация и социальная роль.» Октябрь, 4-ая неделя.

егэ

 

Весь материал читайте на данном сайте — там подробно даны лекции по каждой теме. (См. сноски)

Вспоминаем следующие темы :

ПЛАН

 

Выпускнику на заметку

заметка

Социальная структура общества.

В понятие социальная структура общества входят все взаимоотношения между группами и общностями, социальные институты, регулирующие эти взаимоотношения, все общности и группы людей по какому-либо признаку.

Обратите внимание на понятия «социальные общности» и «социальные группы», их особенности и признаки, а также типы.

Пример.

 

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях деления на социальные группы, и одно предложение, раскрывающее особенность одной из социальных групп.

Социальная группа – это совокупность людей, характеризующихся общими признаками. В зависимости от этих признаков выделяют типы социальных групп: по количеству, по возрасту, по месту проживанию, по профессии и др. Так по количеств людей в группе выделяют малые (оказывающие большое влияние на социализацию личности) и большие( в которых либо лишь формальные, деловые отношения, либо вообще нет взамодействия0.

 

 

Социальная стратификация.

В основе социальной стратификации всегда лежит неравенство: в доходах в положении в обществе, в отношении к власти, в образовании и др.

В данной теме важно знать типы и модели стратификации, а также понятие «маргиналы», причины возникновения данной группы людей в обществе.

 

Пример.

 

4. Выберите верные суждения о стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.1) «Социальное неравенство» и «социальная стратификация»- это не тождественные понятия.

2)Род, племя, народность – это исторические типы стратификации.

3)Одним из основных критериев деления общества на страты является материальное положение человека.

4) Под политической стратификацией понимается деление общества на управляющих и управляемых.

5)Маргиналы – это люди, занимающее прочную позицию в определённой группе общества.

134

Ответ: ___________________________.

 

 Социальная мобильность

Это несложная тема. Мобильность – это любые перемещения человека в обществе, с изменением или нет его статуса.

Знайте отличия вертикальной и горизонтальной мобильности, а также каналы («социальные лифты») мобильности, то есть каким путём можно повысить или понизить свой статус.

Пример.

5. Установите соответствие между видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ
А) Инженер Сергеев был назначен руководителем отдела инноваций.Б) Ирина получила диплом об окончании вуза.

В)Врач  Григорьев переехал из деревни в город, продолжая заниматься врачебной практикой.

Г)Офицер Иванов получил очередное воинское звание.

Д) Семья Степановых переехала на жительство в Германию, где отец семейства продолжал заниматься педагогической деятельностью.

1)вертикальная2) горизонтальная

        

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Социализация.

Социализация- процесс приобретения человеком социально-значимых качеств. Именно в процессе социализации человек становится личностью.

В данной теме нужно хорошо отличать первичную и вторичную социализацию, а также знать агентов социализации, то тесть тех людей, социальные институты, которые способствуют формированию личности.

Пример.

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают агентов первичной социализации

1)семья; 2)классный руководитель; 3)директор завода;

4)спортивный тренер; 5)мэр города; 6) друзья.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Ответ:3 5

 Социальный статус.

Социальный статус – это положение, которое занимает человек в обществе в соответствии с возрастом, полом, профессией, образованием и др. Социальный статус бывает предписанным, достигаемым и смешанным , а также межгрупповым и внутригрупповым. Каждому статусу соответствует свой статусный набор.

Пример.

4. Выберите верные суждения о стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Национальность – это достигаемый статус.

2)Военная форма- это компонент статусного набора.

3)Предписанный статус можно изменить в течение жизни.

4) Достигаемый статус зависит от желаний и стремлений человека.

5)Каждому статусу соответствуют определённые социальные роли.

245

Ответ: ___________________________.

 Социальная роль.

Социальная роль- это поведение каждого из нас в обществе. Так как в течение дня мы находимся среди разного окружения- в семье, школе, на работе и пр., то и социальные роли при этом различные. Нужно хорошо осознавать, как веси себя в том или ином случае. Социальная роль должна соответствовать социальному статусу, но человек всегда должен вести себя , учитывая законы общества, моральные и правые, каким бы его статус ни был.

Пример.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенностях социальных ролей, и одно предложение, раскрывающее одну из социальных ролей человека.

Социальная роль – это поведение человека в обществе, ориентированное на тот или иной статус. Социальная роль стандартизирована, стоится на системе прав и обязанностей. Так ученик обязан выполнять устав школы, не нарушать дисциплину, выполнять домашнее задание, ходить в школьной форме. образец которой утверждён и отражён в уставе и пр.

 

Домашнее задание:

  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28)по следующим темам:

«Социальная стратификация.»

«Социализация.»

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

  • Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания

Проверьте домашнее задание по занятию № 6.

Мораль

  1. Понятие морали.
  2. Отличие морали от нравственности.
  3. Функции морали:
  • Воспитательная
  • Регулирующая
  • Контролирующая
  • Мотивационная
  1. Основные категории морали:
  • честь
  • совесть
  • добро
  • долг
  • милосердие и др.
  1. Формирование высших моральных качеств личности — одна из важнейших задач семьи и общества.

 

Религия

  1. Понятие религии
  2. Функции религии:
  • регулирующая
  • мировоззренческая
  • интеграционная
  • коммуникативная
  • воспитательная
  • компенсаторная и др.

 

  1. Мировые религии:
  • Буддизм
  • Христианство
  • Ислам
  1. Роль религии в формировании высших моральных качеств личности.

 

Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна