Предэкзаменационный марафон. ЕГЭ по обществознанию. Занятие № 5. Тема: «Познание, его формы » Октябрь, 1-ая неделя.

егэ

Начинаем изучение темы «Познание». Тема сложная, в ней много терминов, понятий, поэтому посвятим ей два занятия.

Напоминаю, ребята, что в данной статье я даю план, разбираю наиболее трудные вопросы. Весь основной материал вы читайте на данном моём сайте — там подробно даны лекции по каждой теме: http://obschestvoznanie-ege.ru)

Вспоминаем следующие темы

 

ПЛАН

  • Познание, понятие
  • Субъект и объект познания
  • Формы познания: чувственное и рациональное
  • Многообразие форм и видов человеческих знаний
  • Понятие истины
  • Истина абсолютная и относительная
  • Истина объективная и субъективная
  • Критерии истины

Остановлюсь на некоторых моментах.

 

Выпускнику на заметку

заметка

Познание, понятие

Начинаем тему с определения познания. Это, конечно, процесс, в ходе которого человек познаёт  мир во всём его многообразии. Результат познания — наши знания о мире, обществе и самом себе.

Пример

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах познания,  и одно предложение, раскрывающее этапы одной из форм познания.

 

Познание – это процесс приобретения знаний о мире, обществе и  самом человеке.

Существует две формы познания: чувственное и рациональное познание.

Этапы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Субъект и объект познания

Существует две стороны процесса познания: субъект( тот , кто познаёт) и объект ( то, что познаётся- мир, общество, сами люди и др.)

Пример

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ПОНЯТИЕ ОСОБЕННОСТИ
Субъект Занимается познанием как видом деятельности
*** То, на что или на кого направлен процесс познания.

Объект

Ответ: ___________________________.

Формы познания: чувственное и рациональное

Запомните ступени форм познания.

Чувственное познание ( познание при помощи органов чувств):

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Представление

Рациональное познание ( получение знаний при помощи разума, без воздействия органов чувств):

  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение

Пример

 

4. Выберите верные суждения о чувственном познании  и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в суждении утверждается или отрицается что-либо о предмете познания

2)человек способен представить образ того предмета, который им был когда воспринят при помощи органов чувств.

3) в результате восприятия создаётся целостный образ предмета

4) В умозаключении содержится мысль, возникшая в результате обобщения суждений о предмете

5)в результате ощущений человек познаёт мир путём непосредственного воздействия на органы чувств

235

Ответ: ___________________________.

Многообразие форм и видов человеческих знаний

Не путайте формы познания(научное и ненаучное) и виды знаний ( научное, житейское, практическое, художественное, рациональное, иррациональное, личностное)

Все определения даны в лекциях на сайте.

Пример

5. Установите соответствие между отличительными признаками и видами  знаний, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВИДЫ ЗНАНИЙ
А)доказанность знаний, их системность

Б)велика роль субъективности в создании образов

В) объективное, достоверное знание о предмете

Г)вера в сверхъестественное

Д)образное восприятие мира

1)научное

2) художественное

3)религиозное

        

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:12132

А Б В Г Д
         

 

Понятие истины

Существует несколько определений истины. Даю самое простое: истина— это соответствие нашего знания предмету познания.

Если нет этого соответствия, то речь идёт о заблуждении.

Не путайте истину и заблуждение с правдой и ложью (это нравственные понятия).

Пример

 

3. Ниже приведён перечень терминов и понятий. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «истина»

1)абсолютность ;

2 )заблуждение;

3 )относительность ;

4)объективность ;

5)ложь;

6)субъективность  

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 25

   

 

Истина абсолютная и относительная

Абсолютная истина — полное, исчерпывающееся знание о предмете.

Относительная— неполное знание, которое будет добавляться с процессом развития общества, техники, технологий, науки вообще.

Но помните: относительная истина — это тоже истина, только не вся, не исчерпывающая.

Двух истин не бывает. Если их «две», то одна- это просто заблуждение.

Пример

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТИНА
А)полное знание о предмете

Б)возможно дальнейшее изучение6 предмета познания

В) знание, ограниченное возможностями техники и технологий на данном этапе исторического развития

Г)возможность конкретизации, дополнения знаний о чём-либо

Д)в любую эпоху данное знание не будет больше добавляться, так как является исчерпывающим

1)абсолютная

2) относительная

        

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:12221

А Б В Г Д
         

 

Истина объективная и субъективная

Истина объективна по содержанию и субъективна по форме. Как это понять?

Объективность истины — её существование в реальной действительности. Изучаем мы действительность или нет — она существует  всё равно.

Субъективность истины — это знания, полученные уже человеком о мире, выраженные в различных формах( законах, концепциях, теориях и т.д.)

Пример

 

4. Выберите верные суждения об объективности истины и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательное восприятие сознанием человека

2) характеризует её содержание

3)мир, существующий вокруг, познанный человеком

4) существует независимо от человека, общества

5) выражается в формах её получения человеком.

24

Ответ: ___________________________.

 

Критерии истины

Критерии – это те основания, которые позволяют нам судить об истинности тех или иных знаний. Подробно о них прочитайте на сайте. А в общем кратко можно их назвать так: это теория, практика и чувства.

Пример

 

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий и пояснений. Запишите это слово.

Доказанность на теоретическом уровне, повторяемость, соответствие законам логики, критерии истины, доказанность на практике, соответствие открытым ранее законам

Ответ: ___________________________.

 

Домашнее задание:

  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28 )по следующим темам:

«Истина»

«Познание»

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

  • Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания
  • Выполняйте и проверяйте вариант теста по теме в формате ЕГЭ, который вам будет предложен через некоторое время.

 

Проверьте домашнее задание по занятию № 4

Деятельность и её виды

  1. Понятие деятельности человека
  2. Структура деятельности
  3. Виды деятельности :
  • материальная
  • духовная

 

  1. Виды материальной деятельности:
  • материально- производственная
  • социально-преобразовательная
  1. Виды духовной деятельности:
  • познавательная
  • ценностно-ориентированная
  • прогностическая

6.Деятельность – одна из основных особенностей человека.

 

Способности

1.Понятие способностей

2.Спосбности и задатки

3.Уровни способностей:

  • одарённость
  • талант
  • гениальность
  1. Виды способностей по применению в деятельности человека:
  • общие
  • специальные

5.Развиие способностей – путь к эффективной деятельности.

 

 

Потребности человека

  1. Понятие потребностей человека
  2. Виды потребностей:
  • биологические
  • социальные

3.Пирамида потребностей А.Маслоу.

  1. Виды потребностей по их значимости в жизни человека:
  • истинные
  • мнимые
  1. Характер потребностей человека — один из признаков его личности.

Желаю успехов!

Вера Алекснадровна.