ЕГЭ. Обществознание. Демонстрационный материал. 2018 г. Новое в демоверсии.

 общ

Предлагаю демоверсию 2018 года ЕГЭ по обществознанию, опубликованную на сайте ФИПИ 21.08.2017 г. Задания во многом похожи на те, что были в демоверсии 2017 года. Заменены другими вопросами следующие задания: 3. 13, 21-24, 25, 26, 28, но суть заданий осталась та же.

НОВОЕ в демоверсии

Обратите внимание на то, что детализировано задание № 29, оно стало более конкретным. Это касается аргументов. Подчёркнуто, что аргументы должны  быть развёрнутыми, а  не просто обозначенными. Мало просто привести аргументы, нужно доказать, что они  объяснять суть вопроса. Это новое, что появилось в формулировке вопроса. Новое появилось и в критериях  оценивания задания № 29. О чём будет сказано в отдельной статье.

Демоверсия 2018 года.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) илипоследовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте

работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ФОРМА ДУХОВНОЙКУЛЬТУРЫ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА 
Религия  Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное
*** Сфера  ценностей  (оценок)  и  норм(правил), регулирующих жизнь с позиций

гуманизма, добра и справедливости

 

Ответ: ___________________________.

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.

 

Ответ: ___________________________.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух,относятся к признакам государства любого типа.

1) суверенитет; 2) наличие определённой территории; 3) приоритет прав и свобод человека; 4) право устанавливать и собирать налоги; 5) публичный характер власти; 6) установление и реализация принципа разделения властей.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Ответ:

   

 

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически

обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные нормы.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

 

Ответ: ___________________________.

 

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ                        ТИПЫ ОБЩЕСТВА

А)развитие высоких технологий                  1)традиционное(аграрное)

Б)механизация промышленного                 2)индустриальное

производства                                                    3)постиндустриальное

В)выдвижение на первый план сферы

услуг

Г)натуральный характер хозяйства

Д)общинный уклад, коллективизм

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д

 

6. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.1)увеличение количества учебных предметов

2)сокращение времени изучения естественных наук

3)ориентация на интересы и склонности ученика

4)применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6)компьютеризация образовательного процесса

 

Ответ: ___________________________.

7.Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса

и предложения.

3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5) Каждый  вправе  свободно распоряжаться  своими  способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

 

Ответ: ___________________________.

8. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРИМЕРЫ                                                                    ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) оклады администрации                       1)постоянные

Б) сдельная оплата труда наёмных        2)переменные

работников

В) арендная плата за помещение

Г) приобретение сырья

Д) проценты по кредитам

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д

 

9. Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) привлечение кредитов

2) налоговые отчисления

3) повышение производительности труда

4) прибыль от реализации продукции предприятия

5) совершенствование производственных технологий

6) выпуск и размещение акций предприятия

 

Ответ: ___________________________.

10. На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1 . (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)Какие из перечисленных факторов могут вызвать

такое изменение? Запишите цифры, под которыми

они указаны.

1) увеличение количества производителей автомобилей

2) снижение возраста получения водительского удостоверения

3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей

4) рост тарифов на электроэнергию

5) повышение процентов по автокредитам

 

Ответ: ___________________________.

11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2) Социальная  стратификация  предполагает  деление  общества  на

социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4)   Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с  социальной  привлекательностью,  уважительным  отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

12. В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное

благополучие себе и своей семье.

2)Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью

в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными

людьми, равны.

3)Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.

4)Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы

подняться по карьерной лестнице.

5)Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

 

Ответ: ___________________________.

13.Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.1)К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.

2)Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.

3)По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.

4)Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.

5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

 

Ответ: ___________________________.

14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ФУНКЦИИ                                                                         СУБЪЕКТЫ

                                                                                  ГОСУДАРСТВЕННОЙ

                                                                                         ВЛАСТИ РФ

А)утверждение изменения границ между         1)Президент РФ

субъектами РФ                                                           2)Совет Федерации

Б)управление федеральной собственностью   3)Государственная

В) назначение на должность Председателя         Дума

Центрального банка РФ                                          4)Правительство РФ

Г)разработка федерального бюджета

Д)осуществление помилования

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д

 

15. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе

2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

3) включение  в  состав  государства  нескольких  государственных

образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

4) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6) политический плюрализм

 

Ответ: ___________________________.

16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

 

Ответ: ___________________________.

17. Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.

2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.

3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

4) Гражданское право относят к частному праву.

5) Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.

 

Ответ: ___________________________.

 

18. Установите  соответствие  между  действиями  и  элементами  статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ДЕЙСТВИЯ                                                                               ЭЛЕМЕНТЫ

                                                                                                      СТАТУСА

                                                                                   НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

А)требовать соблюдения и сохранения            1)права

налоговой тайны                                                     2)обязанности

Б)присутствовать при проведении выездной

налоговой проверки

В)уплачивать законно установленные

налоги и сборы

Г)выполнять законные требования

налогового органа об устранении

выявленных нарушений законодательства

о налогах и сборах

Д)получать по месту своего учёта

от налоговых органов бесплатную

информацию о действующих налогах

и сборах

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д

 

19. Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.1)свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2)страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3)паспорт гражданина РФ

4)налоговое уведомление

5)диплом о профильном образовании

6)выписку из финансово-лицевого счёта

 

Ответ: ___________________________.

 

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. 

«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего

она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная_________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая  для  существования  _________(В),  социальной  группы, общества в целом.

_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего

мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)потребность

2)деятельность

3)природа

4)социальный

5)естественный

6)подлинный (разумный)

7)индивидуальность

8)индивид

9)идеальный (духовный)

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

Ответ:

А Б В Г Д Е

                            ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

                    Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

 

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих  субъектов  при  выборе  целей  их  экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно- материальных запасов и т.д.Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Экономический рост… должен достигаться не за счёт деградации

окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых…

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех

масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода

предполагает экономическую ответственность и опирается на неё…

Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод

гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что

его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам…

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли

государственного вмешательства в экономику.

(Р.М. Нуреев)

 

21. Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

 

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

 

 

23. Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

 

 

24. Автор  пишет,  что  классическая  рыночная  экономика  исходит  из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

 

 

 

25. Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие  «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видахдисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее  сущность  принципа  гуманизма  юридической ответственности.

 

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях?

Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия

стратификации современного общества.

 

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите  только  ОДНО  из  предложенных  ниже  высказываний (29.1–29.5).

 

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идейзатронутой автором темы и раскройте её (их).

При  раскрытии  обозначенной(-ых)  вами  основной(-ых)  идеи(-й),

в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания

(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть

сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом

 

29.1.Философия.«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

 

29.2.Экономика.«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

 

 

29.3.Социология. Социальная психология.«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

 

 

29.4.Политология.«Разделяй и властвуй»  – мудрое правило, но «объединяй и направляй» ещё лучше». (И.В. Гёте)

 

 

29.5. Правоведение.«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)